Внешнее и внутреннее окружение предприятия с каждым годом становится более динамичным и многомерным. Это касается и тех инструментов, с помощью которых предприятие решает задачи, связанные с общим управлением и экономикой.
Концепция многоступенчатого директ-костинга развивается в многомерном расчете маржинальной прибыли (сумм покрытия), который производится сразу по нескольким иерархиям (измерениям): группы продуктов, клиенты, области сбыта. При этом затраты рассматриваются с учетом того, как они соотнесены с выбранными измерениями.
ПРИМЕР
После маркетингового исследования и научных изысканий технологами ООО «АйДа» совместно с косметологами были разработаны косметические продукты: средство от выпадения волос «Колобок», омолаживающий крем «Азазелло», средство для свежего дыхания «Змей Горыныч».
Продукция продвигается с помощью электронной коммерции и рассылается по почте после заказа через Интернет. Области ее сбыта — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
За первый месяц активных продаж (табл. 1—5) накладные (общехозяйственные) расходы составили 550 000 руб., условно-постоянные расходы, связанные с работой цехов по видам продукции:
-
«Колобок» — 85 000 руб.;
-
«Азазелло» — 53 000 руб.;
-
«Змей Горыныч» — 40 000 руб.
Плановые и фактические цены на продукцию одинаковы:
-
«Колобок» — 450 руб./шт.;
-
«Азазелло» — 500 руб./шт.;
-
«Змей Горыныч» — 290 руб./шт.
Для успешного продвижения продукции надо ее рекламировать и консультировать потенциальных клиентов. Данные для построения иерархий можно представить в виде так называемого куба данных. Так, для анализа сбыта продукции три измерения позволяют охватить всю совокупность данных и их сочетание. Куб данных можно представить и в виде табл. 6, которая составлена по принципу: область сбыта — группа клиентов — вид продукции. Ее анализ показал, что все маржинальные прибыли первого уровня (маржа 1) по группам клиентов положительны. Наибольшим спросом пользуется «Колобок» у мужчин Московского региона, что может быть связано со значительными средствами, выделенными тут на рекламу. Крем пользуется спросом у женщин двух областей сбыта.
Судя по марже 2, Московский регион вносит больший вклад в покрытие постоянных затрат, чем Санкт-Петербург и Ленинградская область. Чтобы повысить там маржу 2, можно увеличить средства на рекламу и сделать более доступными консультации.
Куб данных в виде таблицы можно построить и по принципу: вид продукции — область сбыта — группа клиентов (табл. 7).
Выявилась отрицательная маржа 2 по продукту «Змей Горыныч» в Московском регионе. Вероятно, это связано с человеческим фактором или реклама не доходит до целевой группы. Многомерный директ-костинг выявляет причины происходящего. На основе анализа деятельность фирмы можно оценить как удовлетворительную. Она получает прибыль, и хотя есть проблемы со «Змеем Горынычем», но в целом вся продукция вносит вклад в покрытие постоянных затрат. Наиболее прибыльный крем «Азазелло», его суммарная маржа 2 000 000—2 338 000 руб. Затем по прибыльности и вкладу в покрытие постоянных затрат следует «Колобок», наиболее популярный среди мужчин Московского региона.
Можно решить эту задачу и на основе многоступенчатого директ-костинга (табл. 8). Расчеты показывают, что у продукта «Змей Горыныч» отрицательная маржа 3 (не покрывает затраты цехов). Но при отсутствии узких мест в производстве такая продукция позволяет загрузить мощности и сделать более полноценным ассортимент.
Кроме того, необходимо проанализировать рентабельность разных видов продукции и сравнить их. Вполне вероятно, что данный показатель, рассчитанный на основе прямой себестоимости, у проблемной продукции окажется на более высоком уровне.
Таблица 1
Зарплата менеджеров по сбыту, тыс. руб./мес.
Область сбыта |
«Колобок» |
«Азазелло» |
«Змей Горыныч» |
Москва и Московская область |
38 |
35 |
13 |
С.Петербург и Ленинградская область
|
18 |
15 |
8 |
Таблица 2
Переменные затраты на единицу продукции, руб.
Продукция |
«Колобок» |
«Азазелло» |
«Змей Горыныч» |
Затраты на пересылку |
35 |
28 |
30 |
Прочие переменные затраты |
250 |
300 |
80 |
Цена |
450 |
500 |
290 |
Таблица 3
Затраты на консультирование клиентов, тыс. руб./мес.
Группа клиентов |
Москва и Московская область |
С.Петербург и Ленинградская область |
Мужчины |
15 |
18 |
Женщины |
17 |
14 |
Таблица 4
Затраты на рекламу, тыс. руб./мес.
Продукция |
Область сбыта | |
Москва и Московская область |
C.Петербург и Ленинградская область | |
«Колобок» |
400 |
250 |
«Азазелло»» |
580 |
300 |
«Змей Горыныч» |
70 |
30 |
Таблица 5
Количество проданной продукции, шт./мес.
Область сбыта |
«Колобок» |
«Азазелло» |
«Змей
|
по группе клиентов «мужчины» | |||
Москва и Московская область |
5000 |
3000 |
300 |
С.Петербург и Ленинградская область |
1500 |
1000 |
280 |
по группе клиентов «мужчины» | |||
Москва и Московская область |
300 |
10 000 |
100 |
С.Петербург и Ленинградская область |
500 |
5000 |
80 |
Таблица 6
Многомерный расчет маржинальной прибыли по областям сбыта, группам клиентов, видам продукции, тыс. руб.
Показатель |
Область сбыта | |||||||||||
Москва и Московская область |
С.Петербург и Ленинградская область | |||||||||||
группа клиентов |
группа клиентов | |||||||||||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины | |||||||||
«Коло-бок» |
«Азазел-ло» |
«Змей Горы-ныч» |
«Коло-бок» |
«Азазел-ло» |
«Змей Горы-ныч» |
«Коло-бок» |
«Азазел-ло» |
«Змей Горы-ныч» |
«Коло-бок» |
«Азазел-ло» |
«Змей
| |
Выручка |
2250 |
1500 |
87 |
135 |
5000 |
29 |
675 |
500 |
81,2 |
225 |
2500 |
23,2 |
Переменные затраты |
1250 |
900 |
24 |
75000 |
3000 |
8 |
375 |
300 |
22,4 |
125 |
1500 |
6,4 |
Рассылка |
175 |
84 |
9 |
10,5 |
280 |
3 |
52,5 |
28 |
8,4 |
17,5 |
140 |
2,4 |
Маржа 1 |
825 |
516 |
54 |
49,5 |
1720 |
18 |
247,5 |
172 |
50,4 |
82,5 |
860 |
14,4 |
Консультации |
15 |
17 |
18 |
14 | ||||||||
Реклама |
1050 |
580 | ||||||||||
Зарплата менеджеров |
86 |
41 | ||||||||||
Маржа 2 |
2014,5 |
773,8 | ||||||||||
Постоянные затраты цехов |
178 | |||||||||||
Маржа 3 |
2610,3 | |||||||||||
Постоянные затраты |
550 | |||||||||||
Прибыль |
2060,3 |
Таблица 7
Многомерный расчет маржинальной прибыли по видам продукции, областям сбыта, группам клиентов, тыс. руб.
Показатель |
Вид продукции | |||||||||||
«Колобок» |
«Азазелло» |
«Змей Горыныч» | ||||||||||
Москва и МО |
С.Петербург и ЛО |
Москва и МО |
С.Петербург и ЛО |
Москва и МО |
С.Петербург и ЛО | |||||||
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. |
муж. |
жен. | |
Выручка |
2250 |
135 |
675 |
225 |
1500 |
5000 |
500 |
2500 |
87 |
29 |
81,2 |
23,2 |
Рассылка |
175 |
10,5 |
52,5 |
17,5 |
84 |
280 |
28 |
140 |
9 |
3 |
8,4 |
2,4 |
Переменные затраты |
1250 |
75 |
375 |
125 |
900 |
3000 |
300 |
1500 |
24 |
8 |
22,4 |
6,4 |
Маржа 1 |
825 |
49,5 |
247,5 |
82,5 |
516 |
1720 |
172 |
860 |
54 |
18 |
50,4 |
14,4 |
Зарплата менеджеров |
38 |
18 |
35 |
15 |
13 |
8 | ||||||
Реклама |
400 |
250 |
580 |
300 |
70 |
30 | ||||||
Маржа 2 |
436,5 |
62 |
1621 |
717 |
–11 |
26,8 | ||||||
Постоянные затраты цеха |
85 |
53 |
40 | |||||||||
Консультации клиентов |
64 | |||||||||||
Маржа 3 |
2610,3 | |||||||||||
Постоянные затраты |
550 | |||||||||||
Прибыль |
2060,3 |
Таблица 8
Многоступенчатый расчет маржинальной прибыли, тыс. руб.
Показатели |
«Колобок» |
«Азазелло» |
«Змей Горыныч» |
Бруттовыручка |
3285 |
9500 |
220,4 |
Особые затраты сбыта (пересылка) |
255,5 |
532 |
22,8 |
Неттовыручка |
3029,5 |
8968 |
197,6 |
Переменные затраты |
1825 |
5700 |
60,8 |
Маржа 1 |
1204,5 |
3268 |
136,8 |
ЗП менеджеров по сбыту по двум рынкам Затраты на рекламу по двум рынкам сбыта |
56
|
50
|
21
|
Маржа 2 |
498,5 |
2338 |
15,8 |
Постоянные расходы цехов |
85 |
53 |
40 |
Маржа 3 |
413,5 |
2285 |
–24,200 |
Консультации |
64 | ||
Маржа 4 |
2610,3 | ||
Постоянные затраты |
550 | ||
ПРИБЫЛЬ |
2060,3 |