«Стратегия развития Сбербанка предусматривает новую модель обслуживания клиентов, и в этой модели нет места сберкнижкам, — сообщили в банке. — Но сберкнижки будут по-прежнему выдаваться тем, кто пожелает их получить».
Сейчас у Сбербанка более 70 млн клиентов, свыше 70% из них — вкладчики. До последнего времени клиент, помещая деньги на депозит Сбербанка, обязательно заводил сберкнижку, в которой фиксировались приходно-расходные операции. Необходимость сберкнижки была обусловлена также и внешними обстоятельствами — она была необходима для взаимодействия с государственными учреждениями. Например, если ребенок посещал детский сад, родитель должен был завести сберкнижку, на которую начислялась компенсация от государства. Или для начисления зарплат, процентов по вкладу, дивидендов по акциям и погашения кредита. Для каждого отделения она должна быть своей.
Теперь все эти функции выполняют пластиковые карты.
К переходу на них Сбербанк начал готовиться заблаговременно: с прошлого года перешел на заключение с клиентами универсального договора, по которому стал бесплатно выдавать карту «Сбербанк-Maestro Momentum». Теперь ею окончательно заменят книжку: карта станет и средством идентификации клиента и позволит пользоваться банкоматами и платежными терминалами и управлять деньгами через интернет-систему «Сбербанк онлайн» и систему «Мобильный банк». В Сбербанке надеются, что вкладчики сами постепенно перейдут на удаленные каналы обслуживания — в частности, из-за того, что такой способ дешевле. Например, за коммунальные платежи наличными в кассе банка комиссия составляет 2%, а через онлайн-системы — только 0,5%.
Банковское сообщество, комментируя отказ Сбербанка от одного из собственных символов, обращает внимание на возрастную часть клиентской аудитории. Люди пенсионного возраста, которые и составляют львиную долю клиентов, накапливающих сбережения, привыкли к анахронизму в виде сберкнижки. Частные банки, успешно привлекающие таких клиентов, заманивают их именно этим устаревшим сервисом. С другой стороны, в силу обстоятельств российские пенсионеры вынуждены быть очень мобильными и постоянно следить за новациями в области пенсионных выплат и хитросплетениями начислений компенсаций, на фоне которых сложность освоения Интернета кажется сильно преувеличенной. Один из банковских аналитиков приводит в пример бесплатную коммуникационную систему Skype, которую многие пожилые люди легко и быстро освоили для общения с родными и близкими, а ведь интернет-банкинг не сложнее.
Отказ от сберкнижек также представляется шагом в сторону самого амбициозного проекта Сбербанка — единой социальной карты, которая должна со временем охватить всех россиян и стать не только платежным средством, но и документом, причем для идентификации будет применяться не ПИН-код, а отпечаток пальца. В пилотном режиме проект работает в Астраханской и Тюменской областях, помимо банковских продуктов такая карта предлагает и социальные — от оплаты проезда в общественном транспорте до взаимодействия с лечебными учреждениями и аптеками. «Мы вложили примерно 20 млн долл. в создание самой современной платформы платежной системы. Картой можно пользоваться практически в любом месте. Важна также низкая стоимость устройств, необходимых для работы с картой. Еще одно преимущество — ее многофункциональность», — объяснял преимущества карты президент Сбербанка Герман Греф.