Скромные данные об увеличении товарооборота торговых компаний (100,8% по итогам января — февраля нынешнего года) подтверждаются ростом выручки предприятий отрасли и позитивными ожиданиями предпринимателей, которые выявили исследования консалтинговой компании «Эрнст энд Янг» и Высшей школы экономики.
Основным фактором, повлиявшим на компании розничной торговли в условиях кризиса, согласно опросу компании «Эрнст энд Янг» стало сокращение покупательского спроса на фоне удорожания заемного финансирования и неготовности банков идти на уступки в вопросах кредитования.
Причем больше всего от кризиса пострадали компании, сделавшие ставку на развитие бизнеса — инвестировавшие в строительство или покупку недвижимости. Еще одной пострадавшей группой стали небольшие сети, не сумевшие приспособиться к новым условиям.
Тем не менее оставшиеся на рынке компании не только неплохо себя чувствовали, но даже демонстрировали увеличение выручки и повышение валовой рентабельности.
Кризис заставил бизнес вплотную заняться вопросами операционной эффективности, которые казались не столь насущными в условиях постоянно растущего рынка и доходов покупателей. Основными мерами, принятыми компаниями, стали сокращение затрат на аренду (первое место по популярности и эффективности) и расходов на персонал (второе место).
Хотя перспективы развития потребительского рынка и поныне остаются весьма неопределенными, большинство участников исследования (87%) считают, что существенного ухудшения ситуации не будет. При этом только 38% респондентов полагают, что нижняя точка кризиса пройдена. Лишь небольшая часть опрошенных участников исследования (14%), представляющих непродовольственные сети, ожидают значительного ухудшения ситуации в отрасли.
В связи с изменившимися экономическими условиями многим компаниям пришлось отказаться от инвестиционных программ и скорректировать стратегию дальнейшего развития: выбор делается в пользу органического роста.
В I квартале текущего года розничная торговля, по данным исследования ВШЭ, находилась под давлением факторов, сформировавшихся еще в 2009 г. Здесь наблюдалось небольшое снижение потребительской активности в секторе домашних хозяйств, а также предпринимательской активности в реальном секторе экономики, который является основным поставщиком товаров для розницы.
К наиболее негативным явлениям первых трех месяцев нынешнего года по сравнению с IV кварталом 2009 г. можно отнести преобладание доли торговых организаций, сокративших оборот розничной торговли и объем продаж в натуральном выражении, над долей тех фирм, где наблюдалось их увеличение.
Вместе с тем понижательная корректировка указанных выше показателей сочеталась с такими положительными изменениями, как расширение ассортимента товаров в торговых организациях и повышение их конкурентоспособности, а также с ослаблением отрицательного воздействия практически всех лимитирующих торговую деятельность факторов.
Также на фоне снижения ЦБ РФ ставки рефинансирования банки постепенно сокращают процентные ставки, тем самым увеличивая доступ к кредитным средствам, соответственно понемногу восстанавливается доверие между предпринимателями и банками.
Эти перемены положительно повлияли на финансовое положение организаций. В первые месяцы 2010 г. предпринимателям удалось замедлить темпы сокращения прибыли и сохранить на уровне предыдущего квартала темпы сокращения собственных финансовых средств.
Исследователи ВШЭ отмечают целый ряд признаков, указывающих на продолжение восстановительных процессов в отрасли. У многих предпринимателей появились позитивные ожидания будущего своих торговых организаций, по крайней мере в краткосрочной перспективе, что является поводом для определенного оптимизма.