На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, касающийся особенностей размещения госзаказа на изделия народного художественного промысла.
Народные художественные промыслы — уникальная часть отечественной культуры и одновременно своеобразная сфера материального производства, основанная на сохранении и развитии самобытных традиций народного искусства, исторически сложившихся в определенной местности.
Одна из основных проблем, возникающих на пути развития этого направления отечественной культуры, — отсутствие рынка сбыта изделий. Проблема усугубляется существующими нормами законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, согласно которым закупка изделий народных художественных промыслов на сумму, превышающую 100 000 руб., осуществляется путем проведения конкурса.
В подавляющем большинстве мест традиционного бытования промыслов функционирует единственная организация, изготовляющая изделия этого промысла. Поэтому проведение конкурентных торгов при закупке таких изделий нецелесообразно.
При проведении конкурса одним из основных критериев отбора поставщиков является цена контракта. В результате высокохудожественные изделия народных промыслов становятся неконкурентоспособными по сравнению с остальными конкурсными предложениями, содержащими более низкую цену контракта, получаемую за счет снижения художественного уровня изделий и квалификации их исполнителей, что препятствует сохранению и эффективному функционированию народных художественных промыслов. Поэтому предлагается разрешить размещение заказа на поставки изделий народного художественного промысла, образцы которых зарегистрированы в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, в порядке, установленном Правительством РФ, без проведения конкурса.
Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».