Управление интернет-магазином

| статьи | печать

Один из принципов организации работы интернет-магазина и управления его деятельностью — совмещение в одной информационной базе сведений о заказах покупателей и данных, необходимых для учета, составления отчетности и проведения на их основе анализа. Грамотный выбор соответствующей этим требованиям информационной системы поможет не только выстоять в посткризисный период, но и взять направление на рост и развитие бизнеса.

Интернет-магазины осуществляют торговлю различными товарами, ассортимент которых подчас включает несколько тысяч наименований. Покупатель формирует свою корзину. Его заказ и взаиморасчеты с магазином и магазина с поставщиками товаров могут выполняться по различным схемам.

Так, интернет-магазин «Ремарк» продает детали, узлы и принадлежности для автомобилей. В его ассортименте — комплектующие для 33 моделей автомобилей и множество сопутствующих товаров — не менее 30 000 товарных позиций.

По своей сути магазин представляет «транспорт», который подбирает для покупателей предложения поставщиков, а при заказе товара транслирует этот заказ поставщикам. Покупатель может сам принять решение, у какого поставщика приобретать товар. Например, комплект противотуманных фар для «Ниссан Ноут» представляют три поставщика по разным ценам и с различными сроками поставки, а поперечины для рейлингов «Ниссан X-Trail» — пять поставщиков.

Такая модель организации работы требует изначально серьезной автоматизации, поскольку поддерживать вручную весь объем предложений в актуальном состоянии практически невозможно. Тем более что в интернет-магазине работают всего четыре человека.

Некоторые задачи можно решить, используя функционал сайта. Он позволяет автоматически подтягивать данные из динамически меняющихся внешних источников (прайсы и каталоги поставщиков). Но накопленные в «личных кабинетах» заказы (корзины) затем должны быть переформированы в заказы покупателей, объединены в заказы поставщикам. Далее по этим сведениям нужно отследить доставку, оплату, зафиксировать доходы. Эта часть управленческого учета выходит за рамки функционала «движка» сайта и должна быть реализована в учетной системе.

Отчасти решить ряд задач могут и самостоятельно написанные программные модули. Например, контроль заказов, наличие товара и его резервирование вполне можно реализовать своими силами или с привлечением «молодой гвардии» — рвущихся к ИТ-победам студентов.

Однако грамотный учет всех финансовых операций и управление финансовыми потоками редко реализуются в подобных модулях. Поэтому иногда в кассе офиса периодически находят «неизвестно откуда взявшиеся» деньги, о которых никто ничего не знает, или наоборот.

Развитие бизнеса

По мнению Александра Рыжкова, генерального директора и владельца интернет-магазина, сегодня можно выделить по крайней мере три направления развития бизнеса. Одно из них — увеличение марочного ассортимента и модельного ряда за счет выхода на новых производителей и поставщиков, с которыми прежде не работали.

Еще одно направление — расширение состава услуг. Например, арендовать помещение для автосервиса и установочного центра, где производить ремонт автомобилей. Этот этап можно считать для компании уже пройденным. В ближайшее время будут запущены новые услуги: установка на автомобиль приобретенного товара (защиты картера, брызговиков, багажников и др.), кузовной ремонт, малярные работы. Следует признать, что данное направление развития требует увеличения штата сотрудников.

Содержание собственного склада с наиболее популярными товарами (аксессуары, расходники) позволит убрать из цепочки «клиент — компания — поставщик — клиент» звено «поставщик», что увеличит скорость реагирования на запросы покупателей. Наличие своего склада также поможет предложить покупателям конкурентные цены, если заранее закупить на склад нужные товары по оптовым ценам.

Автоматизация и ее результаты

Для реализации планов по развитию бизнеса необходимо автоматизировать:

  • поддержку оперативной работы с поставщиками и покупателями — учет заказов покупателей, формирование на их основе заказов поставщикам и резервов;
  • планирование продаж и закупок;
  • формирование цен;
  • складской учет и учет денежных средств;
  • планирование бюджета развития бизнеса, рекламы и прочих расходов;
  • анализ прибыльности направлений бизнеса.


Важно минимизировать количество ошибок, связанных с человеческим фактором, на пути трансформации информации из заказа покупателя до планирования складских запасов и исполнения поставок.

Практически всем этим требованиям соответствует система «1С:Управление небольшой фирмой 8» (УНФ). Доработки под специфику бизнеса минимальные. Так, для интернет-магазина «Ремарк» они сведены:

  • к автоматической загрузке номенклатуры из прайсов поставщиков (около 500 000 позиций);
  • синхронизации заказов на сайте с реальными документами учета в УНФ (заказы, оформленные через сайт, загружаются в УНФ в виде документов «Заказ покупателя», при необходимости создается новый контрагент);
  • выгрузке имеющегося на складе товара на сайт.


Программу установили и настроили практически самостоятельно за три недели, консультировала компания «Логен».

Сегодня директор интернет-магазина может контролировать бизнес-процессы по планированию и реализации закупок. Появилась возможность проводить анализ спроса и от этого планировать закупки. Организован учет складских запасов, появилась возможность развивать свой склад, увеличивая марочный ассортимент и модельный ряд. Автоматизированы учет заказов и контроль за их выполнением благодаря штатным отчетам программы. Организован учет финансов.

Практически исчезли ситуации типа «не тот товар закупил, продал дешевле, чем купил, забыл». Это дает не только финансовую выгоду, но и существенную экономию, служит основой для дальнейшего развития.