Дополнительная компенсация при сокращении: налог не удерживается
При сокращении численности или штата увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Это установлено ст. 178 НК РФ.
О предстоящем увольнении работодатель предупреждает работников персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель может уволить работника и без предупреждения за два месяца, но только в случае письменного согласия на это работника и при условии выплаты ему дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка (ст. 180 ТК РФ).
О том как осуществляется налогообложение этой дополнительной компенсации, рассказывается в Письме Минфина России от 12.04.2006 № 03-05-02-04/451. Чиновники разъяснили, что дополнительная компенсация в размере двухмесячного среднего заработка работника, выплачиваемая работодателем при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации не облагается налогом на доходы физических лиц, а также единым социальным налогом.
Основанием для этого являются п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которым не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии законодательством РФ), связанных, с частности, с увольнением работников.
В Письме отмечается также, что такая дополнительная компенсация учитывается в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли на основании п. 9 ст. 255 НК РФ как начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Продажа имущества нерезидентом: возможен ли вычет?
При определении налоговой базы по НДФЛ полученный налогоплательщиком доход может быть уменьшен на установленные главой 23 НК РФ налоговые вычеты.
Вычеты могут быть предоставлены только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ). Соответственно налогоплательщик, получающий доходы, облагаемые по ставке, отличной от 13%, право на получение налоговых вычетов в отношении этих доходов не имеет.
В Письме Минфина России от 25.04.2006 № 03-05-01-05/68 рассматривается ситуация, при которой налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, состоящий в браке, продает принадлежащие ему на праве собственности часть жилого дома и земельный участок. При этом свидетельство о праве собственности на указанное имущество оформлено на налогоплательщика-нерезидента (то есть имущество не зарегистрировано как находящееся в собственности супругов).
Любые доходы, получаемые налогоплательщиком-нерезидентом, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Поэтому предусмотренный п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет при продаже им части дома и земельного участка предоставлен быть не может. То есть вся сумма дохода, полученная налогоплательщиком от продажи имущества, подлежит налогообложению по ставке 30%.
Поскольку свидетельство о праве собственности оформлено именно на этого налогоплательщика, нет оснований для предоставления имущественного налогового вычета и его супругу (супруге).
Кто рассчитает материальную выгоду?
Статьей 210 НК РФ установлено, что при расчете налоговой базы по НДФЛ учитываются доходы в виде материальной выгоды. Порядок ее определения установлен ст. 212 НК РФ.
Согласно этой норме доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, в частности, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты.
Порядок определения налоговой базы по этому виду материальной выгоды установлен п. 2 ст. 212 НК РФ. Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, но не реже чем один раз в налоговый период, установленный ст. 216 НК РФ.
На основании этого ФНС России в Письме от 13.03.2006 № 04-1-02/130® сделан вывод о том, что налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговую базу и уплатить налог на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.
Организация-работодатель, выдавшая данные средства, может выступать в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц, но только при предоставлении ей таких полномочий налогоплательщиком.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.