Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев потребовал снизить стоимость строительства и удельные расходы по дальнейшей эксплуатации объектов инфраструктуры. Необходимость максимально быстро поменять технологии строительства автомобильных дорог и снизить расходы президент объяснил тем, что в России будут возводиться новые трассы, что приведет к значительному росту затрат на последующее содержание транспортной инфраструктуры. Отраслевые чиновники предусмотрели возможность «отбить» затраченные средства и решили в этом году сосредоточиться на строительстве платных магистралей.
«В прошлом году на строительство федеральных дорог было потрачено свыше 126 млрд руб., что в общем-то, с одной стороны, вроде бы немало, а с другой стороны, вроде как совсем мало с учетом того, в каком государстве мы живем и какие транспортные коммуникации у нас имеются. В значительной степени они просто ниже всякой критики. Еще 67 млрд израсходовано на содержание дорог», — заявил Д. Медведев 5 апреля на совещании по вопросам строительства объектов транспортной инфраструктуры в подмосковных Горках.
Платные дороги обрели гаранта
Напомним: чтобы оказать поддержку дорожным инвесторам, премьер-министр Владимир Путин подписал постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 128. В нем предусмотрено предоставление в текущем году государственных гарантий концессионерам, участвующим в строительстве трех платных автомобильных дорог в Российской Федерации.
Государство, которое впервые выделяет гарантии под инфраструктурные концессионные проекты, решило поспособствовать возведению нового выхода на МКАД с трассы Москва — Минск (стоимость проекта составляет 25564,344 млн руб.), магистрали «Санкт-Петербург» на участке 15-й — 58-й км (63,4 млрд руб.) и трассы «Западный скоростной диаметр» (212724,9 млн руб.).
Строительство платной дороги Москва — Санкт-Петербург, которая по плану должна быть введена в эксплуатацию в 2014 г., начнется в апреле 2010 г. Об этом вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил в конце марта в ходе международной транспортно-логистической выставки «СИТЛ Европа 2010».
В свою очередь начинать строительство новых бесплатных дорог в 2010 г. Минтранс России не планирует, обещая продолжить возведение ранее начатых трасс.
«Последние несколько лет мы не начинали строительство новых дорог, потому что в связи с кризисом мы понимали, что их трудно будет закончить в краткосрочный период, — рассказал министр Игорь Левитин о планах на год в эфире информационного телеканала „Россия-24“. — Поэтому те дороги, которые ранее начинали, мы и заканчиваем. Мы планируем 3000 км. Из них 1000 км федеральных дорог, в том числе 650 км — это трасса Чита — Хабаровск, которую мы заканчиваем в этом году. Дорога строилась 40 лет, и теперь у России, наконец, появится дорога с твердым покрытием, соединяющая европейскую часть страны и Дальний Восток».
Справка
Прошлым летом была создана государственная компания «Российские автомобильные дороги», призванная развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру страны.
Вместе с тем частные инвесторы получили право принимать участие в строительстве дорог, что, по мнению главы Минтранса России И. Левитина, позволит построить дополнительные дороги за счет частных инвесторов, уменьшив нагрузку на действующих трассах.
На этапе обсуждения законопроекта чиновники говорили, что «Автодор» будет строить в том числе платные автомобильные дороги, не уточняя, что строительство коммерческих магистралей станет приоритетным.
«Думаю, что автомобилисты, которые смогут перемещаться по дорогам мирового класса, согласятся платить», — рассуждал спикер Государственной думы Борис Грызлов.
В статье 37 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано следующее. Решение об использовании автомобильной дороги или ее участка на платной основе может быть принято при условии, что можно обеспечить альтернативный бесплатный проезд транспортных средств по трассам общего пользования. Данное требование законодательства в настоящее время не позволяет чиновникам воплотить мечту о полном отказе от бесплатных дорог.
В Министерстве экономического развития Российской Федерации работают над тем, чтобы сделать дорожное законодательство более гибким. Например, представители данного ведомства предлагали «реконструировать действующие дороги и также сделать их платными».
«Думаю, что социального взрыва не произойдет, если цена проезда по этой дороге будет небольшой», — заявлял осенью прошлого года заместитель главы Минэкономразвития России Андрей Клепач.
Необходимость введения подобной инициативы А. Клепач объяснял тем, что в российском бюджете нет достаточных средств на реконструкцию и строительство новых дорог. В качестве альтернативной меры он предложил делать новые дороги платными до тех пор, пока не удастся «отбить» все расходы, а затем переводить трассы в категорию бесплатных.
Идею разрешить «безальтернативные» платные трассы поддерживал и министр транспорта И. Левитин.
Куда же уходят миллиарды
С каждым годом выделяется все больше денег из бюджета на строительство и ремонт дорог. В 2007 г. государство выделило 173 млрд руб., в 2008-м — более 208 млрд руб., а в 2009-м — 247,7 млрд руб.
Несмотря на резкое увеличение финансирования в 2005—2008 гг., объемы строительства новых дорог сократились.
В 2000 г. Федеральное дорожное агентство построило 6000 км трасс с твердым покрытием при инвестициях из федерального бюджета в 60 млрд руб. В 2010 г. государственная компания «Российские автомобильные дороги» планирует построить 183 км автомобильных дорог, из них 108 км будут платными. Такие прогнозы в феврале озвучил председатель правления корпорации Сергей Костин.
Незаметен итог таких капиталовложений и в данных Росстата.
По данным статистического ведомства, в 1995 г. в стране насчитывалось 750 000 км дорог с твердым покрытием. Ровно столько же Росстат обнаружил и в 2008-м. При этом общая протяженность дорог в Российской Федерации за это время даже сократилась с 940 000 до 933 000 км. Лишь благодаря изменениям в классификации, которую срочно приняли в Минтрансе России, с 2007 г. ситуация немного улучшилась и наметился прирост. Правда, в основном на бумаге, ведь в разряд дорог общего пользования вписали и лесные проселки.
Возрастающие затраты на дорожное строительство и их неэффективное использование — первая проблема Минтранса России. Второй и вытекающей из первой проблемой является хронический срыв важнейших проектов в дорожном строительстве.
Например, с 2005 г. государство ежегодно выделяет миллиарды рублей на то, чтобы привести федеральную трассу «Дон» в более или менее приемлемый вид — хотя бы с двумя полосами в каждую сторону.
В 2005—2007 гг. на такие цели было израсходовано примерно 17 млрд руб., в 2008—2010 гг. — до 90 млрд руб. Смысл указанных трат заключался в том, что реконструкция магистрали должна была завершиться к началу зимних Олимпийских игр в Сочи. В частности, к 2010 г. должна была быть реконструирована дорога от Москвы до Краснодара. Тем не менее это удалось сделать только до границы Тульской области.
Еще один пример — федеральная трасса «Амур» между Читой и Хабаровском. На бумаге эта трасса была введена в эксплуатацию еще в 2004 г. На самом деле она до сих пор не заасфальтирована и представляет собой дорогу с щебеночным покрытием (это финансировал в свое время Всемирный банк). Фактически в Российской Федерации между Владивостоком и Москвой отсутствует нормальная автомагистраль. Между тем только в 2005—2010 г. на доведение этой трассы до ума государство выделило более 40 млрд руб.
Из пункта А в пункт Б
В науке о дорожном строительстве предусмотрен важнейший показатель качества дорожной сети — коэффициент связанности. Он дает представление о густоте сети. Сколько существует альтернативных маршрутов, чтобы проехать из пункта А в пункт Б, таков и коэффициент. В Москве, в частности, этот показатель в среднем равен 3,5.
Тем не менее московская ситуация может показаться просто образцовой, если ее сравнивать с тем, что творится за пределами столицы. За Уралом из пункта А в пункт Б зачастую ведет единственная дорога.
В среднем по России коэффициент связанности составляет 1,8 (для сравнения: в среднем по Англии — около 5, Германии — 4,2, США — 3,9).
В Минэкономразвития России полагают: строительство платных автомобильных дорог — единственный способ изменить ситуацию к лучшему.
Специалисты названного ведомства приводят такие цифры: за три последних года автопарк в стране увеличился на 20%, а протяженность автодорожной сети — на 3%. Средств бюджета, особенно в условиях кризиса, не хватает даже на то, чтобы строить дороги прежними темпами. Отмена правила об обязательном бесплатном дублере поможет привлечь в автодорожную отрасль дополнительные инвестиции, уверены в Минэкономразвития России.
Многие эксперты отмечают, что отказ от бесплатных дорог является нарушением прав граждан на свободу передвижения. По сути это означает повторное взимание денег за услугу, которая уже оплачена населением, поскольку все нынешние дороги построены на деньги налогоплательщиков.
Дорожные тарифы
При разработке программы деятельности «Автодора» на 2010—2015 гг. предусматривались тарифы на проезд по платным дорогам легковых автомобилей в размере 1 руб. за километр. Для грузовых машин грузоподъемностью до 8 т этот тариф составляет 2 руб. за километр, для автобусов большой вместимости и грузовых машин массой более 8 т — 4 руб. за километр.
Проездные в виде стикерных наклеек на стекло могут выпускаться на один, три, шесть месяцев и один год, магнитные и электронные талоны — на определенное число поездок.
По Правилам оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, утвержденным Правительством РФ в январе 2010 г., пользование коммерческой трассой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором.
О маршруте, стоимости и дорожной ситуации на платной автомагистрали компания-оператор будет обязана информировать водителей на специальных табло, установленных при въезде на дорогу.
Коммерческая эффективность для проектов строительства платных дорожных объектов (данные подпрограммы «Автомобильные дороги»), млрд руб. в ценах соответствующих лет
Показатель |
2010—2040,
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016—2040,
|
Доходы от реализации проектов |
6893,6 |
9,6 |
18,9 |
35,6 |
46,8 |
60,4 |
69,9 |
6652,5 |
Расходы на реализацию проектов |
694,0 |
44,7 |
51,1 |
90,5 |
143,1 |
177,4 |
187,2 |
0 |
Чистый доход |
6199,6 |
–35,1 |
–32,2 |
–55,0 |
–96,4 |
–117,0 |
–117,3 |
6652,5 |
Чистый дисконтированный доход |
377,0 |
–35,1 |
–28,5 |
–43,1 |
–66,8 |
–71,8 |
–63,7 |
685,9 |
Источник: Минтранс России