Центром стратегических исследований компании «Росгосстрах» по заказу страховой компании «Росгосстрах-Жизнь» был проведен опрос жителей крупных городов Российской Федерации по поводу страхования. В нем приняли участие 7249 респондентов. Авторы исследования поспешили выразить надежду, что в стране ширятся ряды среднего класса, представители которого научились думать больше чем на неделю вперед. Эксперты предостерегают от выдачи желаемого за действительное.
Опрос показал, что в настоящее время 42% российских семей не застрахованы ни по одному виду страхования.
Наиболее распространенными видами страхования являются ОСАГО, каско автотранспорта (пользуются 10% семей), а также ДМС за счет работодателя (такие полисы есть у 5% семей). Долгосрочным накопительным страхованием жизни (включая добровольное пенсионное страхование) пользуются лишь 3% семей, еще 5% имеют на руках полисы рискового страхования жизни. Правда, из этих 3% респондентов, имеющих полис страхования жизни, подавляющее большинство (94%) довольны качеством обслуживания, предоставляемого им страховщиками.
На вопрос, планируют ли респонденты приобретать в ближайшее время дополнительное страхование, 70% опрошенных ответило отрицательно.
Некоторые опрошенные не исключают, что в будущем начнут страховать в первую очередь имущество (дома, дачи, квартиры).
В ближайшие год-два соответствующие полисы страхования (в дополнение к уже имеющимся полисам) намерены приобрести 9% семей.
Еще 5% семей, проживающих в средних и крупных российских городах, выразили заинтересованность в покупке полиса долгосрочного страхования жизни. Последний результат вызвал сдержанную радость авторов исследования, которые поспешили предположить, что «уже в течение ближайших двух лет число семей, застраховавших жизнь своих членов, может удвоиться».
«Нам понятна эта тенденция, — объясняет происходящее управляющий директор „Росгосстрах-Жизни“ Александр Бондаренко. — В России, несмотря на кризис, растет средний класс. Эта группа заинтересована в создании гарантий своего долгосрочного благополучия, которое можно обеспечить при помощи полиса страхования жизни. Об этом свидетельствуют, в частности, показатели страховой компании „Росгосстрах-Жизнь“. В 2009 г., несмотря на кризис, мы сумели обеспечить рост премий по страхованию жизни по сравнению с 2008 г. на 32,2%. По нашим прогнозам, спрос на услуги страхования жизни будет возрастать по мере экономического развития страны».
Тем не менее известно, что в общем в России ни один вид страхования не упал так за время кризиса, как «жизнь». А хорошие показатели «Росгосстрах-Жизни» независимые эксперты объясняют не ростом интереса населения к «жизни» вообще, а банальным перетеканием старых клиентов от менее узнаваемых брендов к «Росгосстраху».
Попытки связать якобы наметившийся рост интереса людей к долгосрочным видам страхования и на этом основании декларировать, что в стране набирает силу средний класс, у серьезных аналитиков и экспертов вызывают лишь усталые улыбки. Усталые — потому что в толкованиях результатов подобных исследований уже не первый год звучит бравурная нота надежды на расширение рядов среднего класса в России. Но каждый раз надежда оказывается тщетной. И тогда проводится новое исследование...