Цветоводы идут на биржу

| статьи | печать

Флористический союз России направил на рассмотрение в Минсельхоз и Минэкономразвития России предложение о создании товарной биржи для реализации цветочной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Эксперты полагают, что идея создания торговой цветочной биржи весьма перспективна. Вместе с тем ее воплощение вряд ли приведет к значительному снижению стоимости цветов для потребителей, о котором говорят авторы инициативы. Кроме того, открытие торговой площадки может затянуться на пять — десять лет.

«Создание цветочной торговой биржи достаточно перспективная и в целом весьма актуальная инициатива. Эффективная реализация подобного проекта теоретически может повысить прозрачность цветочного рынка, а также, вероятно, поспособствовать некоторому росту доли внутренних производителей и улучшению ситуации в ценообразовании за счет сокращения посреднической цепочки», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. При этом эксперт пояснил, что говорить о возможных сроках реализации проекта пока затруднительно. Процесс может занять достаточно длительный период.

Сейчас речь идет о возведении цветочного аукциона в Подмосковье. В дальнейшем, полагает Флористический союз, на территории страны можно будет открыть несколько аналогичных площадок.

Авторы инициативы надеются, что функционирование товарной биржи приведет к снижению потребительских цен на 30—35%. Между тем эксперты сомневаются, что стоимость цветов значительно упадет.

Одна из проблем: 70% затрат отечественных цветоводов приходится на освещение и обогрев растений. Чтобы вырастить цветок в искусственных условиях, ему необходимо обеспечивать свет 18 часов в сутки.

Впрочем, некоторое падение цены все же возможно за счет уменьшения числа перекупщиков и снижения наценки у мелких оптовиков, у которых дела с привлечением и удержанием клиентов обстоят несколько сложнее, чем у крупных компаний.

Тем не менее уменьшение оптовой цены еще не означает, что стоимость цветов для потребителей уменьшится. Магазины и рыночные торговцы по традиции могут просто поднять розничную наценку.

Но самое главное — в проекте по созданию цветочной биржи речь идет о реализации отечественной продукции.

Доля российских цветов на внутреннем рынке составляет всего 10% общего объема продаж. Традиционно цветы выращиваются в Подмосковье, Калужской области, в Краснодарском крае, Пензе, республиках Чувашии и Удмуртии.

В этом году было открыто три новых тепличных комплекса — в Нижегородской и Ленинградской областях. Аналитики полагают, что новые производства способны увеличить долю российских производителей на 4%. Впрочем, общую картину это не изменит.

По оценкам аналитиков Intesco Research Group, объем российского рынка цветов составляет около 3 млрд долл. В прошлом году в страну импортировано 47 000 т цветов.

По данным компании «Амико», крупнейшими поставщиками срезанных цветов на российский рынок в 2009 г. в натуральном выражении стали Эквадор (18 301 т), Нидерланды (15 048 т) и Колумбия (7575 т). В стоимостном выражении лидером является Голландия. В структуре импорта по видам цветов в стоимостном выражении лидирующие позиции занимают розы — на их долю приходится 46% импорта, затем хризантемы — 18% импорта, замыкают тройку лидеров гвоздики — 7% импортных поставок.

Следует отметить, что большинство цветов для российского рынка закупается на товарных биржах, работающих по схеме голландского аукциона, когда торги начинаются с заранее завышенной, неприемлемой цены, которая последовательно понижается до тех пор, пока один из покупателей не согласится ее принять.

По оценке представителей Голландского совета цветоводов, в настоящее время Российская Федерация входит в десятку крупнейших клиентов голландских цветочных аукционов, а в ближайшие семь десять лет может подняться на второе после Германии место.

К сведению

Товарная биржа — это постоянно действующий, организационно оформленный рынок, на котором осуществляется оптовая торговля большими партиями сырьевых и продовольственных товаров, обладающих родовыми признаками и качественной однородностью. Крупнейшие мировые цветочные аукционы расположены в Голландии. Например, на торговых площадках Аалсмеера ежегодно реализуется цветочная продукция на сумму более 2 млрд евро. Ежедневно через товарную биржу площадью 70 га проходит 20 млн цветов.

Ценообразование

По данным Флористического союза, стоимость цветов с момента покупки на аукционе и до оптовой продажи в России вырастает в три-четыре раза. Розничная цена выше закупочной более чем в десять раз. Если на аукционе розы продают по 14—16 руб. за штуку, то розничная цена составляет 150—180 руб. Кстати, рост цен на цветы в предпраздничные дни провоцируют биржевые торговцы, поднимая стоимость лотов на голландском аукционе. Сразу же увеличиваются оптовые и розничные цены в России. Подобная тенденция хорошо прослеживается перед Международным женским днем (8 Марта). Этот праздник активно отмечают во многих европейских странах.

Средние цены на свежесрезанные цветы, руб./шт.

Месяц

2006

2007

2008

2009

2010

Январь

50,45

53,92

58,44

65,21

70,28

Февраль

52,08

55,87

60,86

69,88

71,71

Март

53,27

57,46

61,92

72,7

72,61

Апрель

52,53

57,62

61,19

72,33

Май

51,93

56,55

60,47

71,42

Июнь

51,3

55,78

59,8

70,02

Июль

50,56

55,54

59,46

68,58

Август

50,38

55,07

59,7

68,3

Сентябрь

50,54

55,54

60,87

68,28

Октябрь

51,2

56,25

61,77

68,66

Ноябрь

51,73

57,42

62,34

69,25

Декабрь

52,81

58,09

62,88

70,02

Источник: Росстат