Техническое перевооружение отечественного машиностроения возможно лишь при активной промышленной политике: развитии частно-государственного партнерства, бюджетном субсидировании процентов по инвестиционным кредитам, стимулировании системы коммерческого лизинга. К такому выводу пришли участники парламентских слушаний, которые проводил на этой неделе Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
По оценке экспертов Минпромэнерго, отечественная индустрия должна расти не менее 10% в год, чтобы достичь уровня современных развитых государств. Пока же по итогам прошлого года индекс промпроизводства составил 104%, что на 2,4 процентного пункта ниже роста ВВП в целом.
Как показала практика последних лет, рыночные механизмы сами по себе не могут стимулировать развитие машиностроительного комплекса, поэтому здесь необходима активная промышленная политика государства.
Народные избранники считают, что можно включить в федеральный бюджет на следующий год суммы, необходимые для субсидирования процентной ставки по кредитам, направляемым на инвестиционные цели в машиностроительном комплексе. Кроме того, пора вернуться к практике предоставления льгот по налогу на прибыль при реализации инвестиционных проектов.
Участники парламентских слушаний также подчеркнули, что нужно шире использовать механизмы частно-государственного партнерства с привлечением бюджетных средств, возможности концессионных и венчурных соглашений и стимулировать коммерческий лизинг современного оборудования.
Между тем, как отмечают аналитики Российского союза машиностроителей, модернизация отрасли связана не только с финансированием ее технического перевооружения. В машиностроении сохранился старый структурный базис, заложенный еще в советские годы.
Серьезный ущерб отрасли наносит глубокая натурализация, особенно характерная для ОПК. В результате производительность труда в нашем машиностроении в 10 раз меньше, чем в США, и в 5 раз ниже, чем в отечественном ТЭК.
Решить проблемы машиностроения можно лишь на основе разработки и реализации продуманной государственной стратегии развития гражданского машиностроения, рассчитанной на период до 2015 года. Пока этот важный документ буксует в коридорах исполнительной власти.
К сведению
- 20% составляет доля машиностроения в общем объеме отечественного промышленного производства
- 35—50% равняется этот показатель в экономически развитых странах
- 2,5% занимает российская техника в мировом экспорте энергетического оборудования