Налоговые отношения
Постановление Правительства РФ от 09.03.2010 № 135
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
ФНС России получила полномочия по утверждению некоторых форм документов, необходимых для государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей.
Речь идет о форме заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при госрегистрации организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, и требований к их оформлению, а также о форме и содержании документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В то же время налоговая служба лишилась права регистрировать договоры коммерческой концессии.
Письмо Минфина России от 15.03.2010 № 03-04-06/2-32
Финансовое ведомство разъяснило, кто с 2010 г. может являться налоговым агентом по НДФЛ по операциям с ценными бумагами.
Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ расширил перечень лиц, которые могут признаваться налоговыми агентами по операциям с ценными бумагами (ст. 214.1 НК РФ). Помимо доверительного управляющего, брокера, лиц, осуществляющих операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, к ним отнесены иные лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с НК РФ.
По мнению Минфина России, в данном случае речь идет об иных финансовых посредниках, в частности управляющих компаниях, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд.
Организация, приобретающая у гражданина ценные бумаги на основании договора купли-продажи без заключения договора на брокерское обслуживание, доверительное управление и т.д., не признается налоговым агентом в целях применения ст. 214.1 НК РФ.
Письмо Минфина России от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33
В письме финансовое ведомство разъяснило порядок перечисления НДФЛ при наличии у организации нескольких обособленных подразделений.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
По месту нахождения каждого обособленного подразделения организация обязана встать на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, когда несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Таким образом, если организация, имея несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, то НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения.
Если организация встала на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого такого обособленного подразделения.
Письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-04-06/2-30
При пропорциональном увеличении номинальной стоимости доли участников ООО за счет нераспределенной прибыли прошлых лет обложению НДФЛ подлежит доход в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостями долей.
Увеличение номинальной стоимости долей участников организаций не облагается НДФЛ, только если оно происходит в результате переоценки основных фондов (средств). Это предусмотрено п. 19 ст. 217 НК РФ. На случаи увеличения номинальной стоимости долей за счет нераспределенной прибыли прошлых лет данная льгота не распространяется. При получении участником ООО указанного дохода организация, являющаяся источником его выплаты, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет.
Если доля в ООО принадлежит организации, то при увеличении номинальной стоимости доли такого участника у нее возникает внереализационный доход, учитываемый при обложении налогом на прибыль. Указанный внереализационный доход в размере увеличения номинальной стоимости доли организации в уставном капитале ООО облагается по ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-07-14/18
Привлечение субподрядных организаций подрядными организациями, непосредственно выполняющими (оказывающими) и реализующими управляющим организациям работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не лишает такие управляющие компании права на применение льготы по НДС, установленной подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Данная льгота введена с 2010 г. Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ. Согласно ему от обложения НДС освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) указанные работы (услуги).
При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим компаниям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от обложения НДС не освобождены.
Письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-05-04-03/19
Государственная пошлина, если не установлено иное, уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий (подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
С 29 января 2010 г. изменены размеры ряда государственных пошлин (Федеральный закон от 27.12.2009 № 374-ФЗ).
Если организация обратилась в уполномоченный орган за предоставлением лицензии до 29 января 2010 г., уплатив госпошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и госпошлину за предоставление лицензии, а уполномоченный орган, рассмотрев заявление, принял решение о предоставлении лицензии после указанной даты, то пошлина должна уплачиваться в размерах, действовавших до 29 января 2010 г.
Если организация обратилась за предоставлением лицензии до 29 января 2010 г. и уплатила госпошлину за рассмотрение заявления о ее предоставлении, а уполномоченный орган принял решение о предоставлении лицензии после указанной даты, то начиная с 29 января 2010 г. госпошлина за предоставление лицензии должна уплачиваться в размерах, установленных подп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Если организация обратилась в уполномоченный орган за предоставлением лицензии после 28 января 2010 г., уплатив госпошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии также после указанной даты, то уплаченная пошлина подлежит возврату в соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ.
Письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-03-06/1/125
Проценты по кредиту, направленному на погашение ранее полученного кредита, учитываются в составе внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом положений ст. 252 и 269 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ при налогообложении прибыли в состав внереализационных расходов организаций включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).
В целях налогообложения прибыли под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления (ст. 269 НК РФ).
Письмо Минфина России от 11.03.2010 № 03-11-06/2/31
Налогоплательщики, применяющие УСН, доходы в виде положительных курсовых разниц учитывают в порядке, установленном п. 8 ст. 271 НК РФ.
Данный пункт предусматривает, что доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода.
При применении упрощенной системы с объектом налогообложения в виде доходов при определении налоговой базы расходы, в том числе отрицательные курсовые разницы, не учитываются.
Письмо Минфина России от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123
Суммы НДС и акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), в том числе при безвозмездной передаче, в расходы при исчислении налога на прибыль не включаются.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Письмо Минфина России от 10.03.2010 № 03-04-08/3-50
Если индивидуальный предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах, в том числе по месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и по месту жительства, НДФЛ с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, следует перечислять в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.
В указанный налоговый орган индивидуальный предприниматель также должен представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.
Письмо Минфина России от 10.03.2010 № 03-07-08/64
В случае отсутствия операций, подлежащих отражению в декларации по НДС, утвержденной приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, в налоговые органы следует представлять единую упрощенную налоговую декларацию, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.
Такой вывод следует из п. 3 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного вышеуказанным приказом № 104н.
Письмо Минфина России от 09.03.2010 № 03-03-06/1/121
С 1 января 2010 г. расходы организаций по установленным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут приниматься к налоговому учету только при наличии оформленных в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ свидетельств на допуск к таким работам, которые предоставляют саморегулируемые организации.
Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 6.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым с 1 января 2010 г. прекращается лицензирование:
— проектирования зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
— строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
— инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Предоставление лицензий на осуществление названных видов деятельности прекратилось с 1 января 2009 г. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекратилось с 1 января 2010 г.
Письмо Минфина России от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113
Проценты, начисляемые по договору о продаже товаров с рассрочкой платежа, учитываются для целей исчисления налога на прибыль в составе внереализационных расходов в порядке, предусмотренном ст. 269 НК РФ для долговых обязательств.
Такой вывод министерство сделало на основании положений ст. 809 и 823 Гражданского кодекса РФ. В них указано, что проценты, начисляемые до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит. В соответствии со ст. 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам» НК РФ коммерческие кредиты независимо от особенностей их оформления относятся к долговым обязательствам.
Письмо Минфина России от 02.03.2010 № 03-04-06/2-19
Доход налогоплательщика в виде действительной стоимости его доли при выходе его из общества облагается НДФЛ в полной сумме. Организация, выплачивающая такой доход, должна в качестве налогового агента удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет, а также представить соответствующие сведения в налоговый орган по форме 2-НДФЛ.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Доход налогоплательщика в виде действительной стоимости доли, полученный при его выходе из общества, не относится к доходам, предусмотренным указанными статьями.
Письмо Минфина России от 26.02.2010 № 03-07-11/37
Организация, выполняющая работы (оказывающая услуги), должна включить в налоговую базу по НДС суммы, выплаченные заказчиком работ (услуг) в качестве компенсации расходов, связанных с командировками сотрудников этой организации к месту расположения заказчика.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации работ (услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных работ (услуг). По мнению Минфина России, указанные компенсации также связаны с оплатой за работы (услуги). При этом организация вправе принять к вычету суммы НДС, уплаченные ей по расходам на командировки, в том числе на основании п. 7 ст. 171 НК РФ.
Государственное регулирование
Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 148
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982»
Установлен порядок применения сертификатов соответствия на продукцию, выданных до 14 февраля 2010 г. (день вступления в силу Единых перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия). Они будут действовать до окончания срока, установленного в них, в пределах срока годности или срока службы продукции, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ.
Вступает в силу по истечении семи дней
после дня официального опубликования
Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 149
«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982»
Сигареты исключены из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Оценка соответствия табачной продукции требованиям технического регламента, утвержденного Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ, производится в двух формах: декларации о соответствии, получаемой изготовителем или продавцом указанной продукции, либо проведения государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.
Вступает в силу по истечении семи дней
после дня официального опубликования
Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 140
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 241»
В совершенно новой редакции изложен список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Изменения затронули как наименование продукции, так и коды ТН ВЭД ТС. При этом уточнено, что, если наименование товара и код ТН ВЭД ТС не совпадают с указанными в списке, подтверждение соответствия этой продукции требованиям техрегламента не требуется.
Вступает в силу по истечении семи дней
после дня официального опубликования
Постановление Правительства РФ от 05.03.2010 № 129
«О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям»
Отдельные сельскохозяйственные товаропроизводители получат право в 2010 г. заключать с поставщиками горюче-смазочных материалов соглашения о снижении или поддержании цен при поставке им отдельных видов горюче-смазочных материалов, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.
Перечень таких производителей и сельскохозяйственных товаропроизводителей будет размещен на официальном сайте Минсельхоза России. Аналогичные соглашения с производителями или поставщиками горюче-смазочных материалов будут заключать исполнительные органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления.
Срок действия таких соглашений — до 31 декабря 2010 г., а право на их заключение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2009 г. Цены на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, могут быть установлены со скидкой до 10% оптовой текущей цены, сложившейся в регионе, в котором осуществляют свою деятельность сельскохозяйственные товаропроизводители, но не ниже уровня себестоимости производства и реализации горюче-смазочных материалов.
Вступает в силу по истечении семи дней
после дня официального опубликования
Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 № 126
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Правительство РФ продолжает вносить в свои постановления изменения, связанные с передачей функций государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (постановления от 08.02.96 № 131, от 06.12.99 № 1344, от 16.06.2001 № 467, от 28.12.2005 № 822 и от 03.06.2006 № 349).
В документах уточняется процедура выдачи лицензий на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции и на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также правила осуществления Росалкогольрегулированием государственного контроля в этой сфере.
Вступил в силу с 15 марта 2010 г.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 94
«О внесении изменения в пункт 62 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»
Для заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) заявители с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств менее 100 кВт представляют гарантирующему поставщику вместе с заявкой о заключении договора документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации и обеспечение учета электрической энергии. Представлять документ о надлежащем техническом состоянии энергопринимающих устройств потребителя таким заявителям не нужно.
Вступил в силу с 13 марта 2010 г.
Приказ Росстата от 11.02.2010 № 86
«Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-З „Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)“»
Начиная с I квартала 2010 г. заполнять форму статистического наблюдения № 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)» необходимо по новым правилам.
Напомним, что данная форма ежеквартально представляется в органы Росстата всеми коммерческими и некоммерческими организациями, осуществляющими производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций). За I квартал 2010 г. сведения необходимо подать до 30 апреля 2010 г.
В соответствии с новыми правилами заполнения организации представляют указанную форму в территориальный орган Росстата по месту фактического осуществления деятельности, даже если оно не совпадает с юридическим адресом организации.
Кроме того, исключено упоминание о том, что данная форма служит только для получения сводной статистической информации и не может быть использована в налоговых целях и предоставлена другим коммерческим организациям. Корректировка порядка заполнения формы данной статистической отчетности вызвана изменениями, вносимыми в последнее время в законодательство. В частности, уточнены правила отражения информации строительными организациями, компаниями, осуществляющими деятельность в сфере ЖКХ (управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, служба заказчика и др.).
Ранее действовавший порядок заполнения и представления данной формы, утвержденный постановлением Росстата от 15.02.2007 № 20, утратил силу.
Вступает в силу начиная с представления отчета
за I квартал 2010 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.02.2010 № 64н
«Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
В 2010 г. страхователи (работодатели) смогут за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрыть расходы на проведение ряда процедур, связанных с охраной труда.
В частности, страховые взносы смогут покрыть проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, на реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствии с требованиями охраны труда, обучение по охране труда, приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, обеспечение санаторно-курортного лечения таких работников, проведение их обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) и др.
Для этого страхователю необходимо обратиться с заявлением о финансовом обеспечении и представить необходимые документы (список и требования к их оформлению приведены в правилах) в исполнительный орган ФСС России по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2010 г.
Отказать в финансовом обеспечении указанных мер фонд может только в двух случаях: если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления, или представленные им документы содержат недостоверную информацию.
Страхователь ведет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в фонд отчет об их использовании. После завершения данных мероприятий в фонд необходимо представить документы, подтверждающие произведенные расходы.
Документ зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2010 № 16611 и вступает в силу по истечении десяти дней
после дня официального опубликования
Приказ Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 № 28н
«О внесении изменений в Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 290н»
Подкорректированы правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
В частности, исключено упоминание о том, что СИЗ организация выдает на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Теперь предоставление работникам спецсредств будет осуществляться только в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ. Указанные спецсредства, в том числе иностранного производства и арендованные, должны иметь сертификат или декларацию соответствия, а также во всех случаях санитарно-эпидемиологическое заключение или свидетельство о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленные в установленном порядке.
Кроме того, установлено, что в случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ работодатель не имеет права требовать от работника исполнения своих обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой.
Небольшие корректировки внесены в таблицу на оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ, утвержденной Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2010 № 16530 и вступает в силу по истечении десяти дней
после дня официального опубликования