В № 2 журнала мы начали разговор об уплате взносов по обязательному социальному страхованию. Речь шла о том, на какие выплаты организации должны начислять взносы, а также об особенностях, касающихся обложения взносами сумм материальной помощи и премий. Сегодня, продолжая тему уплаты взносов, поговорим об их расчете, тарифах, отчетности и других важных моментах.
Кто должен платить страховые взносы по Закону № 212-ФЗ
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов в части, уплачиваемой в ПФР (пенсионных взносов), являются страхователи, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее — Закон № 167-ФЗ).
Плательщиками страховых взносов в части, уплачиваемой в ФФОМС и ТФОМС (взносы по медстраху), являются страхователи, определяемые в соответствии с Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 24.07.2009, далее — Закон № 1499-1).
Плательщиками страховых взносов в части, уплачиваемой в ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются страхователи, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ).
При этом для удобства в ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов подразделяются на две категории:
1) работодатели и другие лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями). Напоминаем, что к этой категории относятся организации и предприниматели, применяющие налоговые спецрежимы. Для них установлена на переходный период 2010 г. единственная особенность — пониженные тарифы: в ПФР — 14%, в ФФОМС, ТФОМС и ФСС России — 0%;
2) самозанятые физические лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
«Иное» предусмотрено Законом № 255-ФЗ, согласно которому указанные лица в отношении себя лично не являются застрахованными и поэтому не вправе получать из средств ФСС России больничные и детские пособия, Не являются они и страхователями и поэтому не обязаны уплачивать взносы в ФСС.
При этом они имеют право вступить добровольно в отношения по обязательному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (ОСВНМ) и тогда будут уплачивать за себя взносы в ФСС и получать пособия. Однако согласно ч. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ такие самозанятые лица в отношении добровольной уплаты взносов в ФСС России не подпадают под действие Закона № 212-ФЗ. Взносы они уплачивают в соответствии со ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ в особом порядке.
Отметим также, что согласно п. 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ индивидуальным предпринимателям относятся в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также к ИП в целях уплаты страховых взносов приравниваются и все физические лица, которые в нарушение требований гражданского законодательства РФ осуществляют предпринимательскую деятельность, но не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. К таким лицам может быть применена ответственность, как ко всем плательщикам страховых взносов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 212-ФЗ федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.
Напомним, что в силу ст. 6 и подп. 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 Закона № 167-ФЗ к страхователям приравниваются добровольно вступающие в правоотношения по ОПС:
— граждане России, работающие за рубежом, — в целях уплаты взносов в ПФР за себя;
— физические лица — в целях уплаты пенсионных взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата взносов страхователем-работодателем;
— постоянно или временно проживающие на территории России физические лица, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, — в целях уплаты взносов в ПФР за себя.
По нашему мнению, такие лица подпадают в качестве плательщиков под действие Закона № 212-ФЗ, но только в части пенсионных взносов.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ).
Пример 1
Индивидуальный предприниматель имеет наемных работников. Кроме того, у него есть брат — российский гражданин, который живет за рубежом. По просьбе брата предприниматель добровольно вступает в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты пенсионных взносов за брата.
В результате предприниматель является плательщиком страховых взносов согласно Закону № 212-ФЗ одновременно трех разных категорий. Он обязан уплачивать страховые взносы независимо по трем основаниям. Один порядок уплаты предусмотрен для него как работодателя (в ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС России). Другой порядок — как для самозанятого лица (в ПФР, ФФОМС, ТФОМС). Третий порядок — как для физического лица, уплачивающего за другое физическое лицо (только в ПФР) (этот порядок аналогичен порядку уплаты для самозанятых лиц).
Принципы исчисления и уплаты страховых взносов
По общему правилу расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Если организация была создана после его начала, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Соответственно если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, то последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Однако в отношении реорганизованных организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций, применяется общее правило определения расчетного периода (ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Исчисление страховых взносов осуществляется и учет ведется плательщиками взносов (страхователями) с разделением:
— по застрахованным лицам;
— фондам;
— основаниям уплаты для страхователей.
Разделение по каждому лицу необходимо для разных целей. Например, для пенсионного персонифицированного учета, для возможности применения предельной базы для начисления взносов, для возможности применения пониженного тарифа в отношении работников-инвалидов.
Разделение по каждому фонду необходимо из-за различия в тарифах взносов для каждого фонда, к тому же могут быть отличия в порядке расчета базы. Соответственно уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства (ст. 8, 15 и 16 Закона № 212-ФЗ).
Теперь что касается разделения по основаниям уплаты для страхователей. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков, он исчисляет и уплачивает взносы по каждому основанию. Что это означает?
Правила расчета, уплаты и представления отчетности для двух оснований уплаты (двух категорий страхователей — плательщиков взносов) кардинально отличаются.
Так, для основания уплаты взносов в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам (страхователи первой категории), характерно начисление взносов на базу, определяемую исходя из этих выплат. При этом определяются объект обложения, необлагаемые выплаты, а на их основании — база обложения взносами.
В течение расчетного периода учет взносов ведется нарастающим итогом и уплата их осуществляется за каждый месяц до того момента, когда база нарастающим итогом за прошедшие месяцы не достигнет уровня предельной величины базы.
При этом для страхователей первой категории помимо расчетного периода предусмотрены отчетные периоды: I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Закона № 212-ФЗ). Отчетность они должны представлять ежеквартально. Правила, относящиеся к первому основанию уплаты взносов, установлены ст. 7—9, 11 и 15 Закона № 212-ФЗ.
Для основания уплаты взносов в качестве страхователей второй категории (самозанятых лиц), напротив, не имеют смысла такие понятия, как объект обложения, необлагаемые выплаты, база обложения, отчетный период.
Расчет взносов осуществляется независимо от доходов самозанятого лица исходя из МРОТ и тарифа взносов. То есть в отношении размера страховых взносов для самозанятых лиц предусмотрена уравниловка. Уплата взносов может осуществляться однократно, отчетность представляется по итогам года и совсем по иной форме. Правила, относящиеся ко второму основанию уплаты взносов, установлены ст. 13, 14 и 16 Закона № 212-ФЗ.
Если же самозанятые лица нанимают работников, то они по двум разным основаниям (взносы за работников и взносы за себя) одновременно и независимо осуществляют расчет, учет, уплату взносов, делают отчетность по двум разным порядкам. И напротив, если вдруг такое лицо перестает отвечать признакам страхователя по одному из оснований, то это никак не отражается на уплате взносов по другому основанию.
Тарифы страховых взносов в 2010 г.
Законодатели предусмотрели постепенный переход к общим для всех плательщиков тарифам, предусмотренным ст. 12 Закона № 212-ФЗ. Для большинства типов плательщиков переходный период установлен лишь на 2010 г. Для некоторых типов плательщиков он продлен до конца 2014 г. В переходный период предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. После 2014 г. не останется плательщиков с льготными тарифами.
► Обратите внимание! В отличие от тарифов по ЕСН для тарифов страховых взносов по Закону № 212-ФЗ не предусмотрена какая-либо регрессивная шкала.
Тарифы страховых взносов на 2010 г. установлены ст. 57 Закона № 212-ФЗ. В части 1 статьи приводятся общие тарифы, в части 2 — льготные тарифы взносов.
Надо отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ были внесены в ст. 33 Закона № 167-ФЗ соответствующие переходные тарифы пенсионных взносов с разделением на финансирование между страховой и накопительной частями трудовой пенсии (разделение предусмотрено в отношении застрахованных лиц 1967 г. рождения и моложе). Так что в п. 1 ст. 33 Закона № 167-ФЗ приводятся общие тарифы, а в п. 2 — льготные тарифы взносов. Для удобства все тарифы 2010 г. мы поместили в таблицу.
Тарифы страховых взносов в 2010 г., %
Типы плательщиков страховых взносов |
ПФР (в зависимости от возраста застрахованных) |
Фонды обязатель-ного медицинского страхования |
ФСС |
Итого по всем фон- дам | |||
для лиц 1966 г. рождения и старше |
для лиц 1967 г. рождения и моложе |
ФФОМС |
ТФОМС | ||||
на страхо- вую часть пенсии |
на страхо- вую часть пенсии |
на накопи-тельную часть пенсии | |||||
Первая категория плательщиков (производящие выплаты физическим лицам) | |||||||
Плательщики ЕСХН |
10,3 |
4,3 |
6 |
0 |
0 |
0 |
10,3 |
Организации и ИП: | |||||||
— применяющие УСН |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
— плательщики ЕНВД (в отношении выплат, относящихся к ЕНВД) |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
— имеющие статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ (в отношении выплат работникам на территории этой зоны) |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Все плательщики взносов — в в отношении выплат инвалидам I, II или III группы |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Организации инвалидов, указанные в п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ, подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона № 167-ФЗ |
14 |
8 |
6 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ (за исключением плательщиков ЕСХН) |
15,8 |
9,8 |
6 |
1,1 |
1,2 |
1,9 |
20 |
Все иные плательщики взносов |
20 |
14 |
6 |
1,1 |
2 |
2,9 |
26 |
Вторая категория плательщиков (самозанятые лица) | |||||||
Самозанятые лица (тарифы для исчисления стоимости страхового года) |
20 |
14 |
6 |
1,1 |
2 |
— |
23,1 |
Отметим несколько весьма важных моментов.
Во-первых, самым распространенным типом плательщиков с льготным тарифом являются работодатели, применяющие УСН, и работодатели, уплачивающие ЕНВД. Для них на 2010 г. предусмотрены пониженная ставка взносов в ПФР 14% и нулевые ставки в другие фонды. Таким образом, в 2010 г. для данных «спецрежимников» сохранится фактически тот же размер выплат, который был в 2009 г.
В 2010 г. сохраняется действующий в 2009 г. механизм отчислений в ФСС Росии от ЕНВД, ЕСХН, единого налога при УСН (положение подп. «б» п. 10 ст. 18 Закона № 213-ФЗ, которым предусмотрено упразднение указанных отчислений, вступает в силу лишь с 1 января 2011 г.) (письмо ФСС России от 22.09.2009 № 02-18/07-8866).
К сведению
Несмотря на то что работодатели-«спецрежимники» в 2010 г. применяют нулевую ставку взносов в ФСС России, для них п. 14 ст. 37 Закона № 213-ФЗ предусмотрено выделение средств ФСС России на выплату пособий.
Во-вторых, если плательщик взносов имеет хотя бы одного работника-инвалида, то в отношении выплат этому работнику плательщик вправе применять льготные тарифы (в ПФР — 14%, в остальные фонды — 0%).
В-третьих, под инвалидными организациями, упоминающимися в таблице, понимаются:
— общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
— учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Исключение составляют инвалидные организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закон № 212-ФЗ).
В-четвертых, норма п. 2 ч. 2 ст. 57 Закон № 212-ФЗ (которой введены льготные тарифы для некоторых категорий плательщиков взносов, включая плательщиков ЕНВД и «упрощенцев») составлена весьма небрежно.
Дело в том, что в норме через запятую (а не через точку с запятой) перечисляются различные категории плательщиков взносов. Если п. 2 ч. 2 ст. 57 читать формально (буквально), то получается, что любые плательщики взносов, перечисленные в данной норме, не имеют права на применение в 2010 г. пониженных тарифов, если они заняты производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Такой перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 762. Из него, в частности, следует, что пониженные тарифы не смогут применять большинство продуктовых магазинов (они реализуют красную икру и красную рыбу), большинство автосервисов (они реализуют клиентам автомобильные шины).
Но, на наш взгляд, в нормах Закона № 212-ФЗ по данному вопросу наблюдается явное противоречие. Ведь непосредственно в п. 2 ч. 2 ст. 57, а также в п. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ прямо указано, что Правительство РФ утверждает данный перечень товаров по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Следовательно, именно в отношении специализированных организаций инвалидов и их дочерних предприятий (упомянутых в указанных нормах) он и должен применяться, как это было раньше в случае со льготами по ЕСН. В противном случае другие перечисленные в п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ категории плательщиков взносов (плательщики ЕНВД, налогоплательщики, применяющие УСН, резиденты технико-внедренческой ОЭЗ, все плательщики в отношении выплат в пользу инвалидов) становятся заложниками действий (или бездействия) общероссийских общественных организаций инвалидов.
В-пятых, для плательщиков второй категории (самозанятых лиц) предусмотрены только общие тарифы в ПФР и фонды медстрахования (напомним, что плательщики второй категории не признаются автоматически страхователями по ОСВНМ, поэтому взносы в ФСС России платить не обязаны) (ч. 4 ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Иначе говоря, для второго основания уплаты взносов стоимость страхового года исчисляется из максимальных тарифов 2010 г. независимо от того факта, что по другому основанию уплаты плательщик применяет льготные тарифы.
Пример 2
Предприниматель Васильев, имеющий работников, применяет УСН. В этом случае по первому основанию уплаты взносов (как работодатель) он применяет льготные ставки (14% — в ПФР, 0% — в остальные фонды). По второму основанию (как самозанятое лицо за себя) он применяет для расчета стоимости страхового года общие ставки (20% — в ПФР, 1,1% — в ФФОМС, 2% — в ТФОМС, в ФСС России самозанятые лица не обязаны платить).
Предприниматель Петров — плательщик ЕНВД, но не имеет работников. В этом случае он платит взносы только по одному основанию — как самозанятое лицо. При расчете стоимости страхового года должны применяться не льготные, а общие ставки.
Страховые взносы с выплат физическим лицам
Общий порядок расчета
База для начисления страховых взносов плательщиками первой категории определяется по принципу, аналогичному принципу определения налоговой базы по ЕСН: из суммы начисленных за расчетный период выплат и иных вознаграждений, включенных в объект обложения в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ, вычитаются суммы, не подлежащие обложению согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ (ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Конструкция в главе 24 НК РФ была точно такая же, только вместо слова «обложения» применялось слово «налогообложение». И суммы, не подлежащие налогообложению, были перечислены в аналогичном закрытом перечне ст. 238 НК РФ.
База определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ установлена предельная величина базы (далее — ПВБ) для одного физического лица. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих ПВБ нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Очевидно, что наличие ПВБ выгодно для успешных работодателей, которые начисляют своим работникам большую заработную плату.
На 2010 г. ПВБ установлена в размере 415 000 руб.
С 2011 г. этот размер будет ежегодно индексироваться Правительством РФ в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.
► Это важно! При ежемесячном сравнении базы нарастающим итогом с предельной величиной базы не следует учитывать выплаты и вознаграждения, которые в расчетном периоде были начислены работнику другими работодателями (по другому и (или) прежнему месту работы).
Порядок расчета базы для плательщиков взносов — физических лиц, производящих выплаты физическим лицам (ч. 2 ст. 8 Закона № 212-ФЗ), несколько отличается от порядка, предусмотренного для организаций и предпринимателей (ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Во-первых, несколько иначе определяется объект обложения. У физических лиц — работодателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, непосредственно выплачиваемые в пользу физических лиц. В данном случае также в объект не включаются вознаграждения, выплачиваемые предпринимателям, адвокатам и нотариусам (ч. 2 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).
Во-вторых, в расчет берутся не начисленные (понятие «начисление» имеет смысл только для организаций и предпринимателей), а выплаченные суммы выплат и вознаграждений.
Если у организаций и предпринимателей дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день их начисления в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения), то у физических лиц, нанявших работников, дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день их непосредственной выплаты в пользу физического лица (ст. 11 Закона № 212-ФЗ).
Рассмотрим это отличие на примере.
Пример 3
Нина Петровна работает няней с ежемесячной заработной платой 50 000 руб. Трудовой договор с ней заключен с 1 января 2010 г. По его условиям заработная плата выплачивается два раза — 20-го числа расчетного месяца и 5-го числа следующего месяца по 25 000 руб. Для упрощения примера НДФЛ рассматривать не будем.
Вариант 1. Нина Петровна работает в ООО «Престиж» (элитный детский сад).
В этом случае в течение восьми месяцев взносы ООО «Престиж» начисляет за каждый месяц исходя из суммы 50 000 руб. В девятом месяце (сентябре) база нарастающим итогом (9 мес. х 50 000 руб. = = 450 000 руб.) превосходит предельную величину базы 415 000 руб. на 35 000 руб. Таким образом, за 9-й месяц взносы рассчитываются и уплачиваются лишь с суммы 15 000 руб. (50 000 руб. –– 35 000 руб.). За октябрь — декабрь взносы уже не исчисляются и не уплачиваются.
Вариант 2. Нина Петровна работает в частном доме, заключив договор с гражданкой Рублевой.
В этом случае за январь в отношении няни гражданка Рублева исчислит и уплатит взносы с суммы 25 000 руб. (так как в январе только одна выплата — 20 января). Далее взносы уплачиваются за каждый месяц исходя из суммы 50 000 руб. в течение семи месяцев (февраль — август). В сентябре база нарастающим итогом (25 000 руб. + 8 мес. х 50 000 руб. = 425 000 руб.) превосходит предельную величину базы 415 000 руб. на 10 000 руб. Таким образом, за сентябрь взносы рассчитываются и уплачиваются лишь с 40 000 руб. (50 000 руб. – 10 000 руб.). За октябрь — декабрь взносы уже не исчисляются и не уплачиваются.
Согласно ч. 6 ст. 8 Закона № 212-ФЗ при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как их стоимость на день выплаты. Данная стоимость исчисляется исходя из их цен, указанных сторонами договора. Это благоприятное изменение для плательщиков взносов. Напомним, что в целях уплаты ЕСН в силу п. 4 ст. 237 НК РФ бралась рыночная, а не договорная стоимость.
При государственном регулировании цен (тарифов) стоимость на эти товары (работы, услуги) исчисляется исходя из государственных регулируемых розничных цен.
При этом в стоимость натуральной составляющей выплат и вознаграждений в целях исчисления взносов включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров — соответствующая сумма акцизов.
Следует учитывать, что база определяется отдельно и в каждый внебюджетный фонд. В связи с этим не исключено, что предельная величина базы по взносам в разные фонды будет достигнута не в одном и том же месяце.
Выплаты, не облагаемые страховыми взносами
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Этот перечень во многом повторяет перечень сумм, не облагаемых ЕСН, из ст. 238 НК РФ. Мы хотим обратить внимание читателей на важные отличия.
Отличия в пользу плательщиков. Не облагались ЕСН все виды предусмотренных законодательством разного уровня компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Теперь к этому добавились компенсации, связанные с оплатой жилого помещения (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Сейчас не облагаются взносами компенсационные выплаты работникам, связанные с прекращением:
1) деятельности физическими лицами в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой;
3) статуса адвоката;
4) деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (подп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Еще новое: не облагаются суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими российские лицензии. Не облагаются также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Отметим, что статус таких лиц определяется в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Постоянно проживающие в России иностранцы — те, кто имеет вид на жительство. Временно проживающие имеют в паспорте (ином документе) штамп временного проживания. Временно пребывающие иностранцы не имеют ни вида, ни штампа. У них может быть только миграционная карта. Отметим также, что, по мнению Минздравсоцразвития России, сформулированному в проекте разъяснений на сайте министерства, норма п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ применяется ко всем типам авторских выплат (не только по договорам авторского заказа), перечисленным в ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
Отличия не в пользу плательщиков. Ранее не облагались ЕСН все виды установленных законодательством разного уровня компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с увольнением работников (например, выходные пособия), включая компенсации за неиспользованный отпуск (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Теперь компенсации за неиспользованный отпуск облагаются взносами (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Не облагались ЕСН компенсационные выплаты, связанные с «возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников» (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Такой неопределенной формулировки, как «возмещение иных расходов» работника, в Законе № 212-ФЗ нет. А «расходы на повышение профессионального уровня работников» в подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ сужены до «расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников».
Из числа необлагаемых компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. в подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не предусмотрены:
— выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
— выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
То есть указанные выплаты теперь облагаются взносами.
В Законе № 212-ФЗ нет больше нормы, аналогичной норме подп. 4 п. 1 ст. 238 НК РФ. Поэтому облагаются страховыми взносами «суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством РФ».
Также нет нормы, похожей на подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ. Поэтому облагаются взносами «доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства и дальнейших лет».
Уточнены условия исключения из базы возмещаемой работникам-северянам стоимости проезда их и их семей к местам проведения отпуска и обратно. При заграничных поездках в отпуск исходя из формального прочтения нормы подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ можно было исключать всю стоимость проезда.
Теперь согласно п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории России не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.
Таким образом, нужно заранее напоминать работнику про справку о тарифе от места отправления до пункта пропуска через границу (до ближайшего от границы российского аэропорта), которую он должен будет получить от соответствующего подразделения (дочернего предприятия) ОАО «РЖД» или авиакомпании, а потом представить работодателю вместе с билетами.
Особенности определения суммы для уплаты в ПФР
В части 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ приведен перечень необлагаемых выплат, который применим к страховым взносам во все четыре внебюджетных фонда (ПФР, ФСС России, ФФОМС, ТФОМС). В части 2 поясняется, что относится к расходам на командировки работников в целях исключения этих выплат из базы обложения.
Ну а в ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ перечислены выплаты, которые не облагаются взносами в какой-нибудь один из фондов. В частности, согласно п. 1 ч. 3 указанной статьи в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, не включаются суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями.
Напомним, что до 1 января 2010 г. подобные положения были предусмотрены п. 3 ст. 10 Закона 167-ФЗ (в прежней редакции). Важно отметить, что там вместо слов «прокуроры и следователи» было указано «прокурорские работники».
Особенности определения суммы
для уплаты в ФСС России
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по любым договорам гражданско-правового характера. К таким договорам относятся и все типы авторских договоров (авторского заказа, об отчуждении исключительного права на произведения, издательский лицензионный, лицензионный о предоставлении права использования произведения науки).
Напомним, что до 2010 г. невключение вознаграждений по гражданско-правовым договорам в налоговую базу по ЕСН было предусмотрено п. 3 ст. 238 НК РФ.
Другая важная особенность определения суммы для уплаты в ФСС России предусмотрена ч. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСВНМ), подлежащая уплате в ФСС России, подлежит уменьшению на сумму произведенных плательщиками расходов на выплату обязательного страхового обеспечения (пособий).
При этом сумма расходов по выплате пособий может превышать исчисленную нарастающим итогом сумму взносов. Тогда возникает задолженность ФСС России по возмещению суммы страхового обеспечения.
Порядок и сроки уплаты взносов
В течение расчетного периода (по общему правилу это календарный год) страхователь (плательщик), производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (ч. 1 и 4 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Эти платежи плательщики исчисляют по итогам каждого календарного месяца. Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ сумма платежа в один из фондов по итогам n-го месяца определяется следующим образом.
Действие 1. Берется база для уплаты страховых взносов нарастающим итогом с начала расчетного периода до окончания n-го месяца (с учетом различий для разных фондов) и умножается на тариф.
Это делается отдельно по каждому физическому лицу, поскольку по разным лицам могут быть разные тарифы и разные составляющие базы. Например, один работник может работать в деятельности, облагаемой ЕНВД, другой — в деятельности, облагаемой обычными налогами, третий — по гражданско-правовому договору, четвертый может быть инвалидом. Соответственно для них будут применяться разные тарифы.
Таким образом, действие 1 включает в себя целую серию действий по количеству застрахованных физических лиц.
Действие 2. Полученные произведения суммируются (отдельно по каждому фонду).
Действие 3. Из полученной суммы n-го месяца вычитается сумма ежемесячных обязательных платежей за предыдущие n –1 месяцев. При этом очевидно, что сумма платежа за первый месяц (январь) получается от действий 1 и 2 без действия 3 (поскольку предыдущих ежемесячных платежей до января не может быть).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, если последний день уплаты — 15-е число, то пени при просрочке начинают капать с 16-го числа.
Справка
Сроки уплаты ежемесячных обязательных платежей в 2010 г.: 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 17 мая, 15 июня, 15 июля, 16 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября, 15 декабря.
Сумма, подлежащая перечислению в соответствующие фонды, определяется в полных рублях. Сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
При этом согласно ч. 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ уплата осуществляется отдельными платежными поручениями в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства. Следует также учитывать, что платеж в ПФР делится на два платежа: на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Если есть дополнительные пенсионные платежи — это еще один платеж.
Заполнение платежных поручений
Платежные поручения оформляются плательщиками в соответствии с правилами, установленными Положением Центрального банка РФ от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», а также приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (в редакции приказа Минфина России от 01.10.2009 № 102н).
Коды бюджетной классификации (КБК) для страховых взносов в ФСС России определены в приложении к Федеральному закону от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Соответственно КБК для пенсионных взносов определены в приложении к Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и последующие 2011, 2012 годы». При этом 14—17-й разряды КБК (код подвида доходов) проставляются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н).
Исходя из данных документов для перечисления в ФСС России взносов по ОСВНМ применяется КБК 393 1 02 02090 07 1000 160. При перечислении пеней вместо 1 в 14-м разряде КБК ставится 2, при перечислении штрафов — 3.
В то же время при заполнении платежек целесообразно придерживаться рекомендаций администраторов страховых взносов — ПФР и ФСС.
Например, в письме ФСС России от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 в отношении страховых взносов по временной нетрудоспособности и материнству поясняется, что в поле 101 (статус налогоплательщика) ставится код 08 («плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами)»).
Письмом ПФР от 08.12.2009 № 30/187 была направлена памятка для руководителей и работников бухгалтерских служб организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и в фонды обязательного медицинского страхования с 1 января 2010 г.
Во-первых, в ней приведены КБК (поле 104 платежки). В частности, указаны:
392 1 02 02010 06 1000 160 — страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
392 1 02 02020 06 1000 160 — страховые взносы на ОПС, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;
392 1 02 02100 08 1000 160 — страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС;
392 1 02 02110 09 1000 160 — страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджеты ТФОМС.
При перечислении пеней или штрафов по данным платежам в 14-м разряде вместо 1 ставится соответственно 2 или 3. А 5 ставится в случае перечисления суммы процентов, начисленных при нарушении срока возврата взносов, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканных взносов, по соответствующему платежу;
392 1 16 20010 06 0000 140 — денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах ОСС, бюджетного законодательства (в части бюджета ПФР);
392 1 16 20050 01 0000 140 — денежные взыскания (штрафы), налагаемые ПФР его территориальными органами, за непредставление документов для контроля и на банки.
Во-вторых, поясняется заполнение некоторых полей платежки.
В поле (101), по мнению ПФР, необходимо ставить статус плательщика: 01 — если плательщик — юридическое лицо, 09 — если плательщик — индивидуальный предприниматель, 10 — если плательщик — частный нотариус, 11 — если плательщик — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, 12 — если плательщик — глава крестьянского (фермерского) хозяйства, 14 — если плательщик производит выплаты физическим лицам (как видим, позиция ПФР не совпадает с позицией ФСС).
В поле (105) — код ОКАТО территориального управления ПФР.
В поле (106) — значение основания платежа: ТП — платежи текущего года, ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР, БФ — текущие платежи физических лиц — клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета, ТР — погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов, АП — погашение задолженности по акту проверки, АР — погашение задолженности по исполнительному документу. Причем в одном расчетном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа.
В поле (107) находится показатель периода уплаты, который имеет 10 знаков. Первые два знака — МС — месячные платежи. В 4-м и 5-м знаках — номер месяца (от 01-го до 12-го). В 3-м и 6-м знаках проставляются точки. В 7—10-м знаках указывается год (например, МС.02.2010). При осуществлении платежей в счет добровольного погашения задолженности (показатель основания платежа — ЗД) по уплате страховых взносов на ОПС по состоянию на 1 января 2010 г. в поле (107) указывается показатель периодичности уплаты (ГД.00.2009). При осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию (ТР) органа ПФР, акту проведенной проверки (АП) или исполнительному документу (АР) в поле (107) указывается значение ноль.
В поле (108) указывается номер соответствующего документа в зависимости от значения в поле (106): для ТР — номер требования органа ПФР об уплате страховых взносов, для АП — номер акта проверки, для АР — номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства.
В поле (110) указывается значение типа платежа, который имеет два знака: ВЗ — уплата взноса, ПЕ — уплата пеней, АШ — административные штрафы, ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами, ПЦ — уплата процентов. Значение в поле (110) указывается в соответствии с кодом подвида дохода КБК: 1000 — ВЗ, 2000 — ПЕ, 3000 — АШ или ИШ, 5000 — ПЦ.
Эту информацию можно найти на сайте ПФР. Там же имеются образцы заполнения платежных поручений.
Ежеквартальная отчетность
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют отчетность в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Поскольку администратора страховых взносов два — ПФР и ФСС, то и отчетность представляется в два места — в территориальное отделение ПФР (взносы по ОПС и взносы по ОМС) и соответственно в территориальное отделение ФСС России (взносы по ОСВНМ). Причем сроки сдачи в эти два места различны.
► Обратите внимание! Хотя «спецрежимники» уплачивают в 2010 г. только пенсионные взносы (по взносам в ФСС, ФФОМС и ТФОМС для них установлены нулевые тарифы), они обязаны представлять отчетность в ПФР и ФСС в общем порядке.
Форма сдачи отчетности плательщиком зависит от показателя среднесписочной численности физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период.
В 2010 г. плательщики, у которых этот показатель превышает 100 человек, представляют расчеты в ПФР и ФСС по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Точно так же и вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность физических лиц превышает (по нашему мнению, на отчетную дату) 100 человек (ст. 61 Закона № 212-ФЗ).
Соответственно если этот показатель будет менее или равен 100 человек, то плательщик в 2010 г. имеет право выбора. Он может представлять расчеты в фонд в явочном порядке, может отсылать их по почте заказным письмом с описью вложения, а может тоже применять электронную форму.
Важно учесть, что с 2011 г. предельная величина показателя будет уменьшена со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 и ч. 2 ст. 62 Закона № 212-ФЗ).
Обратите также внимание, что штрафы теперь могут начисляться не по итогам года, а по итогам каждого отчетного периода (то есть по представлении ежеквартальной отчетности). Ведь в течение года уплачиваются не авансовые платежи, а непосредственно страховые взносы. А камеральная проверка ежеквартальных расчетов может проводиться хоть четыре раза в год после каждой сдачи отчетности (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).
Согласно ст. 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля по месту учета влечет взыскание штрафа в размере:
— 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. — при непредставлении в течение 180 календарных дней по истечении установленного срока;
— 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.,— при непредставлении более 180 календарных дней по истечении установленного срока.
Отчетность в ПФР
Об отчетности в ПФР плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, говорится в п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. До 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, они должны представить в территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Расчет предоставляется по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н. Форму расчета, а также рекомендуемый ПФР порядок ее заполнения можно найти по адресу в Интернете: http://pfrf.ru/admin_strahvznos (по тому же адресу можно найти описание электронного формата формы РСВ-1 ПФР, формы РСВ-2 ПФР для самозанятых лиц и РВ-3 ПФР для работодателей, использующих труд членов летных экипажей гражданской авиации и уплачивающих в связи с эти дополнительный тариф).
Форма РСВ-1 ПФР кардинально отличается от старых упраздненных форм по пенсионным взносам для лиц, производящих выплаты физическим лицам (расчета авансовых платежей, утвержден приказом Минфина России от 24.03.2005 № 48н и декларации по страховым взносам, утвержден приказом Минфина России от 27.02.2006 № 30н). Поэтому даже нет смысла их сравнивать. К тому же помимо пенсионных взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии там плательщик отчитывается и по взносам в ФФОМС и ТФОМС.
Важно отметить, что в строке 100 формы РСВ-1 ПФР «Остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода (+) задолженность, (–) переплата» в 2010 г. показывается нулевая задолженность. Дело в том, что в форме предусмотрен специальный раздел 5, в котором как раз и следует помещать сведения о состоянии задолженности (переплаты) на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся по состоянию на 31 декабря 2009 г.
Обратите внимание, что последним днем сдачи расчета в ПФР является не 1-е число второго календарного месяца, а последний день первого календарного месяца, следующего за отчетным периодом. По нашему мнению, этот последний день по сути является последним днем срока сдачи. Согласно ч. 7 ст. 4 Закона № 212-ФЗ при попадании последнего дня срока на выходной или праздничный нерабочий день он переносится на ближайший следующий рабочий день.
Справка
Применительно к 2010 г. последними днями для представления в территориальное отделение ПФР расчета по форме РСВ-1 ПФР являются 30 апреля — за I квартал, 2 августа — за 1-е полугодие, 1 ноября 2010 г. — за 9 месяцев, 31 января 2011 г. — за год.
Отчетность в ФСС России
Об отчетности в ФСС плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, говорится в п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. До 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, они должны представить в территориальный орган ФСС России расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.
Расчет представляется по форме 4-ФСС РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Россия от 06.11.2009 № 871н. Форму расчета, а также рекомендуемый ФСС порядок ее заполнения можно найти на сайте фонда www.fss.ru. Напоминаем, что форма 4-ФСС РФ включает в себя как расчет по страховым взносам по ОСВНМ, так и расчет по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (раздел III).
Для электронного обмена документами со страхователями и приема расчетов в структуре ФСС России создан специальный удостоверяющий центр (соответствующий раздел имеется на сайте). Через доверенные удостоверяющие центры он проводит кросс-сертификацию (соглашения о приеме информации) других удостоверяющих центров, которые уже представляли электронные ключи страхователям для сдачи, например, налоговой отчетности. В результате страхователь сможет отсылать отчетность в электронной форме как непосредственно в ФСС, так и через свой удостоверяющий центр.
Технология приема расчетов в электронной форме утверждена приказом ФСС России от 12.02.2010 № 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования» (также имеется на сайте).
Обратите внимание, что последним днем сдачи расчета в ФСС является не 15-е, а 14-е число календарного месяца, следующего за отчетным периодом. По нашему мнению, этот последний день по сути является последним днем срока сдачи.
Справка
Применительно к 2010 г. последними днями для представления в территориальное отделение ФСС расчета по форме 4-ФСС РФ являются 14 апреля — за I квартал, 14 июля — за 1-е полугодие, 14 октября 2010 г. — за 9 месяцев, 14 января 2011 г. — за год.
Так же как и в расчете, представляемом в ПФР, в 2010 г. «задолженность за страхователем на начало расчетного периода» ставится нулевая. Если такая задолженность имелась на 31 декабря 2009 г., она относилась к ЕСН и о ее погашении следует отчитываться не перед ФСС России, а перед налоговыми органами.
Теперь кратко о некоторых отличиях новой формы 4-ФСС РФ от старой, утвержденной постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111 (в редакции от 13.04.2009).
На титульном листе появились код подчиненности (характеризует территориальное отделение ФСС) и дополнительный код (для обособленных подразделений). Далее эти два кода повторяются на каждой странице. Появился код ОКАТО.
В разделе 1. Указывается шифр, характеризующий плательщика по особенностям применения тарифов. Указывается отдельно не только среднесписочная численность женщин, но и работающих инвалидов. В таблице 1 (ранее — 2) появились строка «Списано» (строка 17), в которой отражается сумма недоимки, списанная с конкретного плательщика или целой отрасли согласно нормативным правовым актам РФ. Из задолженности страхователя на конец отчетного периода выделяется отдельно недоимка (строка 20).
Из таблицы 2 (ранее — 3) «Расходы…» изъяты строки 17—22, связанные с оздоровлением детей (путевки). Изъята разбивка количества получателей пособия по уходу за ребенком по размеру заработной платы (это перестало быть актуальным). Из информации о пособиях по уходу за ребенком изъято выделение для лиц, обучающихся по очной форме обучения, вместо них поставлено выделение для совместителей по одному из мест работы.
Появились новые таблицы: 3 «Расчет базы для начисления страховых взносов» и 4 «Расчет по начисленным пеням и штрафам». Нечто подобное было в декларации по ЕСН, но там было все гораздо сложнее.
В разделе II (для страхователей-«спецрежимников») «упрощенцы» указывают шифр 011, «вмененщики» — 021, плательщики ЕСХН — 032. В таблице 6 (ранее была 5) изъято все, относящееся к уплате взносов, остались расходы, приход из ФСС и задолженность за ФСС. Из этого очевидно, что в 2011 г. форма 4-ФСС РФ должна будет поменяться (поскольку «спецрежимники» будут платить взносы в ФСС, раздел II потеряет свой смысл). В таблице 7 (ранее — 6) по расходам «спецрежимников» такие же изменения, как и в таблице 2 раздела I.
Бывшая таблица 7 (сведения о путевках) изъята.
Таблица 8 получила совершенно новое название «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств федерального бюджета» (соответствующее реформе обязательного социального страхования) вместо прежнего «Расшифровка выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством». Хотя суть выплат не изменилась (доплаты по пособиям по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, на погребение). Исчезло выделение из сумм пособий по уходу для работающих граждан и для лиц, обучающихся по очной форме обучения. По отдельным основаниям для доплат к пособиям появились дополнительные столбцы с расшифровкой «количество дней, выплат, пособий», где указывается или количество дней, или количество выплат, или количество пособий, которые были выплачены гражданам сверх предусмотренных системой ОСС и которые финансировались из федерального бюджета.
В разделе III (по «несчастным» взносам) также имеются изменения. Появилась новая таблица «Расчет по начисленным и уплаченным пеням и штрафам». В таблице исчезла строка «Финасирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
В конце формы появились Ф.И.О. и место для подписи индивидуального предпринимателя или другого физического лица, производящего выплаты физическим лицам.
К сведению
Информацию об особенностях уплаты взносов в ФСС России и представлении отчетности в этот фонд вы сможете получить не только на официальном сайте фонда www.fss.ru, но и на специально созданном информационном портале fz122.fss.ru. Причем зарегистрированный на портале страхователь в режиме on-line может получать информацию, относящуюся конкретно к нему. Например, он может практически сразу увидеть поступивший платеж, начисленные пени и штрафы, свой расчет, рассчитать сумму пособия или посмотреть, не включен ли он в план выездных проверок. Главное, что через портал можно сдавать отчетность в электронном виде.
Более подробно о взносах на обязательное социальное страхование, их учете можно прочитать в журнале «Экономико-правовой бюллетень», 2010, № 4.