Системное структурирование всех идей и национальных проектов поможет не только осознанно смотреть в будущее, но и обеспечит наиболее эффективную и долгосрочную финансово-экономическую перспективу как для отдельных инвесторов, так и для общества в целом.
Вот уже полгода мы живем в обстановке инициированных Президентом приоритетных национальных проектов. Суть нового подхода выразил вице-премьер Дмитрий Медведев: «Мы долго пытались приступить к работе, касающейся самых сложных вопросов жизни, но исходили при этом из других критериев. Есть проблема — мы ее решали, а не было — мы ее не затрагивали. Проекты — это фактически революция наших взглядов на развитие, это векторы, которые показывают те направления развития, которые могут привести к качественному изменению жизни в стране».
Начало работы по реализации проектов обнадеживает и настораживает одновременно. Обнадеживает, потому что именно «проектный» подход по сути своей бывает эффективным. Настораживает, поскольку, похоже, еще нет самих проектов в том смысле, которым во всем мире наделяется это понятие.
Прошло второе заседание Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Рапорты министров, ответственных за реализацию, больше походили на отчеты о распределении денег на образование и здравоохранение: закуплено оборудования столько-то, зарплаты увеличены на столько-то и т. д. Это вызвало гневную реакцию самого инициатора национальных приоритетов. А отчет по проекту «Доступное жилье» был вообще подвергнут жесткой критике, поскольку здесь нужны не просто деньги, а те самые «длинные» рубли, которых пока в нашей экономике нет. Они и не появятся, если не заниматься их «производством». Именно поэтому хочу продолжить разговор, начатый в № 12 «Экономики и жизни».
Технология "производства" "длинных" денег
Эффективно запустить инвестиционный процесс можно, если осуществить разделение сфер движения денег, то есть обеспечить расслоение единого денежного пространства на подпространства «длинных» (производство) и «коротких» денег (потребление). Подобная двухконтурная схема лежала в основе эффективной финансовой системы, созданной в СССР в 20-е годы прошлого века. Учитывая достоинства и апробированную действенность многоконтурных систем денежного обращения, разумно использовать нечто подобное на современном этапе.
Для долгосрочного инвестирования целесообразно ввести в оборот особые, «инвестиционные» рубли — безналичные «электронные деньги», существующие лишь как цифры на счетах. Они могут эмитироваться в количестве, коррелирующем, скажем, с какой-то частью золотовалютного резерва и в соответствии с поставленными целями. С помощью таких «рублей» возможно, например, приобрести основные фонды и оплатить все виды налогов. Невозможна выплата заработной платы, то есть превращение их в наличность.
В таком виде «инвестиционная» валюта не будет оказывать того инфляционного давления, которое оказывает денежная масса, предназначенная для покупок на потребительском рынке в условиях товарного дефицита. И сами «инвестиционные» рубли будут в меньшей степени подвержены инфляционным факторам, влияющим на обычные деньги.
Между прочим, в нашем сознании деньги и так давно разделены на своеобразные виртуальные контуры — «сакральные» и «профанные». Разделение это зависит от отношения к ним, от того, заработаны они трудом праведным или достались случайно. И в самих расходах существует четкая моральная оценка: деньги можно потратить с умом, «по совести», а можно и профукать.
Такое целевое обозначение денег — следствие социальных и религиозных ценностных ориентаций. И конструирование многоконтурных систем денежного обращения в государстве столь же естественная реакция на то, что уже существует, на уровне семейного бюджета. Чем совершеннее структурирована система денежного обращения, тем более развитую экономику она способна обслуживать.
Энергоносители - стержень всей экономики
Мировые цены на энергоносители растут. А мы в трагическом тупике: чем больше нефтедолларов зарабатываем, тем больше проблем! В стране очевидная даже для неспециалистов инфляция издержек, обусловленная ростом затрат на производство продукции.
Одна из основных их составляющих — энергозатраты. И здесь кроется один из наших «ключей к счастью». Раз уж так получилось, что у нас есть нефть, газ и электроэнергия, то почему мы должны сами себе вязать руки-ноги? Почему Франция не вырубила виноградники и не выращивает ягель и морошку? Почему США с их «всемирной валютой» — долларом не переходят на иную валюту? Почему Великобритания не возвращается к кельтскому языку?
Идиотские вопросы? Несомненно. Но столь же идиотской выглядит затея выравнивать в России внутренние и внешние цены на энергоносители. Это губит — и, не дай Бог, окончательно погубит — экономику страны. Да, ТЭК — наш главный экономический козырь. Но если мы не обеспечим рост и модернизацию этого комплекса, нам не стать не то что энергетической сверхдержавой, а даже сырьевым придатком можно не остаться. Потому что утрата конкурентоспособности — это утрата суверенитета.
От осознанного установления внутренних цен на энергоносители выигрывают все. Даже сами производители и поставщики энергоресурсов. Во-первых, для них остается сверхприбыльный зарубежный рынок. Во-вторых, в стране появится устойчивая, конкурентоспособная, диверсифицированная экономика. А вот когда добьемся, что наши конкурентоспособные услуги и высокотехнологичная продукция обеспечат устойчивый спрос и сбыт на мировых рынках, тогда растущая прибыль от их реализации позволит выравнивать и внутренние цены. Тогда сиюминутный расчет иных олигархов от энергетики — выдоить «нефтегазовую корову» и «свалить» — может превратиться в долгосрочную стратегию развития как своей отрасли, так и в инвестирование в другие сферы бизнеса.
И нет ничего зазорного в директивном (сверху) установлении внутренних цен. В США, например, более 100 лет действует государственная Комиссия по контролю за ценами. Подобные государственные структуры и государственная стратегия развития и диверсификации экономики есть и в других глубоко капиталистических странах.
К сведению