В текущем году только тремя крупнейшими госкомпаниями запланировано освоить свыше 20 млрд дол. Вопрос, насколько эффективно они будут использованы и какую пользу принесут экономике страны.
Проектная эпопея
- На очереди несколько глобальных проектов:
Совсем недавно ОАО «Транснефть» начало строительство трубопровода Восточная Сибирь —Тихий океан (ВСТО). Стоимость его первого этапа Тайшет — Сковородино оценивается в 6,5 млрд дол.
- Газпром приступил к прокладке Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Первоначальная стоимость проекта — 4 млрд евро.
- На стадии проектирования в Газпроме находится газопровод Западная Сибирь — Китай, который оценивается в 10 млрд дол.
- В Красноярском крае РАО «ЕС» приступило к достройке Богучанской ГЭС. Вместе со строительством алюминиевого завода это будет стоить около 4 млрд дол.
По мнению экспертов, при реализации капиталоемких проектов существуют серьезные угрозы, ведущие к удорожанию стоимости и‑затягиванию сроков их выполнения.
Мировая практика свидетельствует, что даже добросовестные предварительные оценки часто отличаются от реальных финансовых и временных затрат.
Опыт
Согласно исследованию Ольборгского университета (Дания), в котором были проанализированы 258 проектов, реализованных в 20 странах мира в 1910—1998 гг., первоначальная стоимость проекта была превышена в 90% случаях. Причем в большинстве из них удорожание составило от 50 до 100%. А некоторые проекты обошлись в 10—20 раз дороже первоначально запланированных затрат.
Самый большой перерасход средств был зафиксирован при строительстве Суэцкого канала (в 19 раз) и создании сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд» (в 11 раз).
В дореволюционной России при прокладке Транссиба первоначальная смета увеличилась в 3 раза — с 350 млн до 1 млрд руб.
Самый грандиозный проект Советского Союза — БАМ — также велся со значительным увеличением стоимости. Бюджет строительства был превышен в 5 раз и составил 10 млрд руб. против запланированных 2 млрд.
По словам профессора ГУ-ВШЭ Владимира Косова, мегапроекты — это «проекты, которые меняют экономический ландшафт страны». Соответственно положительное значение результатов их реализации должно перекрывать стоимость использованных ресурсов. В противном случае за них не стоит браться.
К тому же при строительстве крупных объектов большое значение имеет мотивация их внедрения. Например, при закладке БАМа предполагалась индустриализация восточных регионов страны. Когда по политическим соображениям мотив поменялся — проект «встал». Значит, у любого крупного начинания должны быть запасные цели, которые в случае изменения политической конъюнктуры позволят закончить и запустить его.
В современной России главным мотивационным началом при осуществлении любого проекта, по мнению ученого, должны стать социальные задачи, и в первую очередь остановка вымирания населения. Ведь на сокращение смертности в 90 случаях из 100 влияет экономическое развитие общества и только в 10% — здравоохранение. На мегапроектах также должен подняться малый и средний бизнес в регионах, где смертность мужчин в возрасте 46—54 лет в 6 раз превышает мировые показатели.
Существуют и другие точки зрения. Так, представитель компании «Ренова» Олег Алексеев считает, что крупные мегапроекты приведут к гибели рыночной экономики в России и государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. С ним согласны и другие представители частных нефтяных структур, которых беспокоит захват российского сырьевого рынка госкомпаниями.
Минпромэнерго поддерживает обе точки зрения. С одной стороны, масштабное промышленное строительство невозможно без частного бизнеса и чиновники активно с ним сотрудничают. С другой — при реализации стратегически важных государственных задач приоритет отдается госкомпаниям.
Даже если выбраны грамотные исполнители, без контроля за их деятельностью реализовать задуманное невозможно. А для оценки эффективности использования средств необходимо сформировать экспертные группы, которые бы отслеживали принятые управленческие решения и показатели финансово-хозяйственной деятельности. Без такого шага, по мнению академика Юрия Арского, мегапроекты не вытянуть.
Системной причиной удорожания проектов является неспособность экономики мобилизовать ресурсы для планирования и реализации крупного строительства.
"Чтобы принимать верные решения, необходимо обладать информацией из разных источников, а не только из ведомственных докладов", - считает он.
По общему мнению специалистов, польза от мегапроектов возможна только при соблюдении трех факторов: научного подхода на стадии проектирования, использования профессиональных кадров и системных управленческих решений.