Минтранс России в ближайшее время планирует представить в Правительство РФ пакет документов для создания ФГУ «Администрация Северного морского пути» на базе всех объектов трассы. Таким образом, планируется восстановить единую инфраструктуру водной магистрали. ФГУ будет наделено полномочиями осуществлять полномасштабный государственный контроль за судоходством в Арктике, заниматься проводкой судов и гидрографическим обеспечением на арктической трассе.
Цена вопроса
По данным геологических служб России, США и Канады, дно Северного Ледовитого океана содержит около 25% мировых запасов углеводородов, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Только месторождения арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд т — в 2,4 раза больше всех ресурсов России. Причем, как утверждают геологи, шельф Арктики пока исследован менее чем на 5%. Долгое время эти кладовые полезных ископаемых, а также биоресурсы не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним.
Как утверждают ученые, с 1969 по 2005 г. объем льда уменьшился на 15%. По прогнозам специалистов, уже к 2040 г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана освободится от льда, что облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки. Председатель международной организации по оценке воздействия цивилизации на арктический климат Роберт Корелл недавно заявил, что «к 2050 г. Северный морской путь будет открыт для свободного судоходства 100 дней в году вместо сегодняшних 20».
Помимо России арктические территории имеют Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Правительства этих стран в связи с подобными прогнозами вдруг вспомнили о богатствах морского дна Арктики.
Так что России есть за что побороться в этом регионе. Согласно Конвенции ООН по морскому праву экономическая зона государства в морских и океанских просторах должна проходить по отметке 200 миль (370 километров), но ее границы могут быть отодвинуты еще на 150 миль, если будет доказано, что континентальный шельф является продолжением сухопутной территории, принадлежащей стране.
В 2001 г. Россия подавала соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, но претензии Москвы были отвергнуты «из-за недостаточности доказательств». Российская экспедиция «Арктика-2007» их как будто бы нашла, и это позволяет РФ претендовать на 1,2 млн кв. км шельфа Северного Ледовитого океана (около 45% площади). Впрочем, с этим категорически не согласны некоторые члены мирового сообщества. К тому же манящая прибылью перспектива освоения Арктики пока разбивается об айсберги нерешенных проблем. Нет, например, единой нормативно-правовой базы, позволяющей России на законных основаниях хозяйничать в Арктике. Президент Дмитрий Медведев призвал Правительство РФ в срочном порядке доработать проект федерального закона о южной границе арктической зоны России, а также подготовить договор об оформлении внешних границ континентального шельфа.
«Наша главная задача — превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века. Это наша обязанность, просто наш прямой долг перед потомками», — отметил президент.
А дорога-то в Арктике одна — российская
Стратегические интересы России требуют возродить Северный морской путь. В Минэкономразвития озвучили информацию о планируемых объемах добычи углеводородов на арктическом шельфе, пока в основном в Баренцевом море. В восточной части моря можно будет добывать 640—680 млн т условного топлива, на Баренцево-Печорском месторождении — 350—380 млн т до 2020 г. Экспорт российской нефти через Арктику к 2014 г. может составить 18 млн т. Сейчас через Арктику транспортируется не более 600 000 т нефти в год. Эти цифры заставляют задуматься о том, готова ли северная транспортная инфраструктура РФ для вывоза таких объемов. Речь идет о превращении российского Севморпути (а это единственная водная магистраль в Арктике) в международный транспортный коридор.
Вместе с тем сегодня ритмично работает только западная часть, по которой вывозятся на европейские рынки в основном цветные металлы и углеводороды. Все, что на востоке, — белое безмолвие. Поскольку за последние 15—16 лет финансирование Севера сократилось в разы, на Севморпути не проводится должным образом гидрологическая и ледовая разведка, нет полного метеопрогноза, порты и портопункты пребывают в запустении, многие навигационные знаки просто исчезли. И если в 1990-е гг. по трассе перевозилось 8—9 млн т грузов, то в прошлом году объемы грузовых перевозок сократились почти в пять раз.
«В последние годы Россия повернулась лицом к Севморпути, — говорит руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. — Разработана концепция развития трассы, определены перспективы морских грузоперевозок. На трассе предполагается эксплуатировать около 100 судов ледового класса, в основном танкеров, и 11 линейных ледоколов. Когда Северный морской путь станет стабильным, мы сумеем привлечь иностранных перевозчиков. А это и есть использование транзитного потенциала страны. Уже сейчас к этой арктической трассе проявляют интерес японские, китайские и корейские судовладельцы».
Словом, в Минтрансе считают, что создание единой инфраструктурной системы позволит сохранить лидирующие позиции России в Арктическом регионе.