Между организацией и рекламодателем заключен договор. Согласно договору рекламодатель разместил рекламу организации на рекламных щитах в определенном месте. Услуга рекламодателю оплачена. Расходы учтены. Налоговый орган выяснил, что за все время действия договора, заключенного между организацией и рекламодателем, рекламы такой организации на щитах не было. Правомерен ли в данной ситуации учет указанных расходов?
Расходы на рекламу производимых или реализуемых товаров (работ, услуг) признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Перечень расходов, которые организация может учесть как расходы на рекламу, предусмотрен п. 4 ст. 264 НК РФ. В частности, это расходы на размещение наружной рекламы.
Расходы на рекламу учитываются в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.
Организации, использующие метод начисления, при признании расходов в налоговом учете руководствуются нормами ст. 272 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы должны признаваться в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, то есть в том периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
Из определения рекламы видно, что существенным признаком рекламы является распространение информации. Следовательно, расходы организации по размещению рекламной информации могут быть признаны при условии распространения данной информации.
Таким образом, организация может признать расходы по размещению рекламы, если будут выполнены следующие условия:
— реклама должна быть фактически размещена на рекламных щитах;
— факт размещения рекламы должен подтверждаться первичными документами.
Обращаем внимание, что если организация заключила договор на размещение рекламной информации на рекламных щитах в течение нескольких месяцев, то признавать расходы следует на последний день соответствующего месяца (квартала) в части расходов, приходящихся на долю рекламной информации, размещенной в течение данного месяца или квартала.
По нашему мнению, если рекламодатель фактически не оказал услугу по размещению рекламы, то есть реклама не была размещена на рекламных щитах, то, несмотря на оплату услуг, рекламные расходы не должны учитываться в качестве расходов. Таким образом, организация не имела права учитывать данные расходы в целях налогообложения прибыли.