Организация-исполнитель оказывает организации-заказчику услугу по проведению лотереи. Каков порядок учета организацией-исполнителем расходов на приобретение призов, вручаемых участникам лотереи?
Отношения между фирмой, рекламирующей товар, и фирмой, являющейся заинтересованной в рекламе, могут строиться на основании договора оказания услуг по рекламе, а также на основании агентского договора, предметом которого может быть организация рекламной компании. Предметом договора и в том и в другом случае может быть проведение лотереи и раздача призов.
Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон № 138-ФЗ) не установлено, что организатором лотереи может быть только компания, которая рекламируется. Поэтому фирма, оказывающая рекламные услуги, может выступить в качестве организатора лотереи. Под организацией лотереи подразумевается осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
В соответствии с Законом № 138-ФЗ призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет организатора лотереи. Таким образом, если рекламная компания является организатором лотереи, то она должна формировать призовой фонд, приобретая призы, которые впоследствии будут розданы. При этом организатор не вправе использовать средства призового фонда как-то иначе, кроме как на выдачу выигрышей.
Пункт 4 ст. 264 НК РФ позволяет затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения рекламных кампаний, учесть в уменьшение доходов, но не полностью, а в размере, не превышающем 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Если организатор лотереи действует на основании посреднического договора на проведение лотереи, то все расходы, которые были совершены в рамках договора, должны быть возмещены принципалом (организацией, являющейся заказчиком проведения лотереи), в том числе и расходы на приобретение призов. Для отчета агент передает информацию о стоимости призов принципалу, и положение о нормировании расходов на приобретение призов, учитываемых для целей налогообложения, применяется принципалом.
Если рекламная организация проводит лотерею на основании договора оказания услуг организацией, рекламирующей свои товары (работы, услуги), то, по нашему мнению, она вправе учесть расходы на приобретение призов, так как они были осуществлены в рамках исполнения договора оказания услуг. Причем расходы учитываются не в качестве нормируемых расходов на рекламу, а в качестве расходов по обычному виду деятельности, то есть как расходы, которые рекламная организация несет для исполнения обязательство по договору.
Однако при таком подходе возможны споры с проверяющими органами. Минфином России в письмах от 16.08.2006 № 03-03-04/1/631 и от 06.05.2006 № 03-03-04/1/419 были рассмотрены аналогичные ситуации о проведении лотереи и сделан вывод, что затраты на приобретение призов не могут учитываться в составе расходов у организатора лотереи. Выводы финансового ведомства основываются на том, что согласно п. 2 ст. 17 Закона № 138-ФЗ их организатору запрещается обременять призовой фонд какими-либо обязательствами. На основании этого расходы, связанные с формированием призового фонда лотереи, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организатора стимулирующей лотереи.