В Минпромторге России обеспокоены экспансией иностранных торговых сетей на российский рынок. Чиновники рассматривают возможность введения ограничений на развитие международных розничных сетей путем приобретения российских компаний. При этом в ведомстве признают, что государственное регулирование торговой деятельности может привести к негативным последствиям как для самой отрасли, так и для потребителей и государства. О тенденциях и перспективах развития розничного сектора говорится в подготовленном промышленно-торговым ведомством проекте Стратегии развития торговли на 2010—2015 гг. и период до 2020 г.
В Минпромторге уверены, что в силу ненасыщенности российский рынок розничной торговли — один из самых перспективных в мире. Согласно анализу компании AT Kearny за 2009 г. Россия на 2-м месте в рейтинге инвестиционной привлекательности сектора торговли, между Индией (1-е место) и Китаем (3-е место).
Положительные оценки международных экспертов подтверждаются текущей динамикой. Исследование аналитической группы агентства INFOLine показало, что в 2009 г. 70 крупнейших сетей FMCG увеличили площадь своих торговых объектов на 879 100 кв. м — до уровня 6,78 млн кв. м. Расширение торговых площадей происходило несмотря на сложные условия. «В целом 2009 г. для экономики России оказался очень непростым, а для компаний, производящих потребительские товары, и розничной торговли во многом переломным, — поясняет генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. — Многие торговые сети испытали трудности из-за спада потребительского потребления и проблем в рефинансировании долгов. Компании вынуждены были закрывать неэффективные магазины, а такие сети, как „Патэрсон“, „Самохвал“, Grossmart, перестали существовать».
По данным INFOLine, главными трендами 2009 г. в развитии сектора FMCG стали усиление концентрации крупнейших мультиформатных сетей и федеральных ретейлеров, ключевым форматом которых является дискаунтер, и их активный рост, обусловленные резким снижением темпов развития большинства игроков второго эшелона. Быстрее других росли сети «Магнит» и X5 Retail Group, на которые приходится более 48% новых торговых объектов. По словам генерального директора компании «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в 2009 г. наиболее активно ретейлеры развивали формат «магазин у дома». Например, сеть «Магнит» за год открыла 639 таких объектов.
Прогнозы
В 2010 г. ключевыми форматами для российских ретейлеров останутся дискаунтер и гипермаркет. При этом будет изменяться концепция формата «супермаркет». В ассортименте супермаркетов в настоящий момент увеличивается доля свежих продуктов и сокращается доля непродовольственных товаров. Подобную программу реализуют супермаркеты сетей «Перекресток», «Ситистор» и «Ашан-Сити».
Как и сотрудники Минпромторга России, эксперты ИА INFOLine уверены, что в 2010 г. сохранится высокий уровень концентрации инвестиционной активности в сегменте сетевой торговли. Темпы увеличения количества объектов и торговых площадей ретейлеров существенно возрастут благодаря завершению программ реструктуризации и оптимизации бизнеса, включающих закрытие нерентабельных магазинов, изменению ассортимента, запуску новых форматов и переформатированию действующих объектов, развитию IT-систем, а также улучшению условий привлечения банковского финансирования. При этом из-за активизации других игроков доля прошлогодних лидеров X5 Retail Group и «Магнит» в общей величине прироста площадей не превысит 45%.
Перспективность российского рынка подтверждается и высокой заинтересованностью международных розничных сетей в отечественном рынке. В стране уже активно работают и развиваются продовольственные сети Auchan и Metro, сети магазинов для дома Leroy Merlin, OBI, Kika, Ikea и Castorama. В ближайшее время планируют выход на отечественный рынок немецкая продуктовая сеть Aldi, американская сеть обувных магазинов Collective Brands, латвийская сеть Amber Line, американская продуктовая сеть Wal-Mart, британская торговая сеть Tesco, финская продуктовая сеть Kesko-Food и др.
Экспансия зарубежных игроков настораживает российских чиновников. «Перед государством встает вопрос: есть ли необходимость в ограничении иностранных компаний, планирующих выйти на российский рынок путем приобретения национальных игроков?» — говорится в проекте Стратегии развития торговли.
По подсчетам Министерства промышленности и торговли, на данный момент в России преобладают несетевые каналы продаж. Так, доля крупных сетей в общем обороте продуктовой торговли составляет около 22%, в сегменте непродовольственной розницы — 18%. Относительно невелика и доля иностранных сетей в РФ: в продовольственной рознице она составляет 6%, а в непродовольственной — всего 2%.
Однако иностранные компании, работающие по современным стандартам, более конкурентоспособны, а значит, в состоянии значительно расширить свою долю на российском рынке в короткие сроки. Анализ специалистов промышленно-торгового ведомства показал, что выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов «Лента» равна 220 000 руб., а гипермаркетов французской сети Auchan — 400 000 руб., отечественные гипермаркеты «Карусель» имеют выручку 190 000 руб. на 1 кв. м, а немецкие Metro — 285 000 руб. на 1 кв. м.
Мировой опыт
В проекте Стратегии чиновники отметили, что в мире наблюдается тенденция смягчения регулирования розничного сектора как в развитых странах (Франция, Нидерланды, Великобритания, Япония), так и в развивающихся (Китай, Сингапур, Индия). Например, во Франции повышено пороговое значение торговой площади, ослаблено регулирование отношений поставщиков и розницы. В Великобритании изменена политика планирования городов в пользу магазинов больших форматов, в Японии отменен закон больших магазинов, который сдерживал развитие предприятий с большими торговыми площадями.
Как показывает практика, дерегулирование отрасли способствует активизации экономических механизмов конкуренции и, в частности, приводит к снижению розничных цен. Так, в Японии благодаря снижению уровня госрегулирования цены снизились на 2%, во Франции — на 3,7%. Помимо плавного общего снижения цен предприятия розничного бизнеса инициируют ценовые войны — с целью увеличения своей доли рынка или в условиях перспективы снижения потребительских расходов. Агрессивное урезание цен, предпринимаемое обычно одним крупным игроком, подталкивает других продавцов к аналогичным шагам, что приводит к общему снижению розничных цен (Нидерланды — ценовая война в 2003—006 гг., Великобритания — 2000 г., 2008—2009 гг.).
В противовес мировой тенденции в России госрегулирование торговой деятельности усиливается. С 1 января 2010 г. в России установлена минимальная цена на водку. В феврале вступил в силу Закон о торговле, призванный изменить политику ценообразования российских ретейлеров. 24 марта Госдума приняла Закон «Об обращении лекарственных средств», устанавливающий госрегулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Кроме того, в марте под давлением правительства производители и переработчики подписали соглашение об установлении минимальной базовой цены на молоко. В целях реализации Закона о торговле в апреле — мае Правительство РФ может утвердить список социально значимых продовольственных товаров, на которые власти смогут устанавливать предельно допустимые цены, если в течение 30 дней в каком-либо субъекте рост розничных цен составит более 30%.
Между тем контроль ценообразования как мера защиты потребителя — редко используемый инструмент (за исключением послевоенных лет): в 85% развитых стран (членов Организации экономического сотрудничества и развития) такое регулирование отсутствует, замечают в Минпромторге. Контроль ценообразования некоторых групп товаров — табачных изделий, алкогольных напитков, лекарств — распространен в 15% стран — членов ОЭСР. Контроль ценообразования ряда продуктов первой необходимости (молоко, хлеб) существует только в Канаде, Исландии и Корее.
Исключением из общей практики невмешательства правительства в рыночные механизмы является Франция, где в той или иной форме контроль над ценообразованием присутствовал со времен Второй мировой войны (за исключением 1986—1996 гг.). В 1996 г. во Франции приняты нормативные акты, запрещающие поставщикам использовать дифференцированные цены для различных розничных компаний (для защиты малого бизнеса) и ограничивающие специальные сервисы со стороны продавцов (например, сервисы трейд-маркетинга). Кроме того, во Франции считается незаконной продажа товаров ниже закупочной стоимости. Эффекты такого контроля: рост цен в розничном секторе, превышавший среднюю инфляцию более чем в два раза, и снижение представленности мировых брендов в магазинах. «Продавцы переключались на частные марки, поскольку сотрудничество с поставщиками брендированных товаров становилось невыгодным», — поясняется в проекте Стратегии развития торговли в РФ. В 2005 г. регулирование взаимоотношений розницы и поставщиков было ослаблено, после чего цены снизились на 3,7% при общей инфляции 2,3%.
В проекте Стратегии развития торговли упоминается об опыте введения минимальной закупочной цены сырого молока у производителей в штатах Новой Англии США. Цена на 3,7% превысила среднюю цену по рынку, что привело к росту розничных цен на 29%. Причем только 4,5% из этого роста было в пользу производителей сырого молока, 11% — в пользу роста прибылей обработчиков молока и розничных операторов. Власти штата Нью-Йорк пытались решить проблему несколько иначе и законодательно установили максимально разрешенную разницу между закупочной и розничной ценой на молоко. Результат тот же: дельта между фермерскими и розничными ценам возросла с 80—120% (1989—1991 гг.) до 103—136% (2001—2003 гг.) после введения закона.
Краткий словарь
FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) — товары повседневного спроса.
Дискаунтер (от англ. discount — скидка, делать скидку) — магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами.
Гипермаркет — крупный универсальный магазин, реализующий продовольственные и непродовольственные товары преимущественно по форме самообслуживания. Отличается от супермаркета большими торговой площадью (от 5000 кв. м) и ассортиментом товаров.
Магазин у дома — небольшой магазин, реализующий товары повседневного спроса и предназначенный для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей.