Проблема учета затрат на организацию питания работников волнует многих налогоплательщиков.
Многие фирмы открывают собственные столовые и кафе, обеспечивая питанием как своих работников, так и посторонних лиц. Такие объекты питания, и в частности столовые, относятся к обслуживающему производству. Порядок учета доходов и расходов таких производств ведется по особым правилам, установленным ст. 275.1 НК РФ. С 01.01.2006 эта статья применяется в редакции Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Заметим, что до внесения изменений положения ст. 275.1 НК РФ могли применять налогоплательщики, которые имели подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, и подпадающие под определение обособленных, содержащееся в ст. ИНК РФ.
В настоящее время принцип обособленности объектов обслуживающих производств и хозяйств отменен. С начала 2006 года организации, которые имеют подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу отдельно от базы по другим видам деятельности.
СПРАВКА
К обслуживающим производствам относятся (ст. 275.1 НК РФ):
— подсобное хозяйство;
— объекты жилищно-коммунального хозяйства;
— объекты социально-культурной сферы;
— учебно-курсовые комбинаты и аналогичные хозяйства;
— производства и службы, которые осуществляют реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Если от деятельности объектов обслуживающих производств получена прибыль, то она входит в общую величину налоговой базы организации. В большинстве случаев деятельность обслуживающих производств является убыточной. Убыток признается для целей налогообложения без ограничений, и организация вправе в текущем отчетном периоде учесть его в соответствии со ст. 274 НК РФ при соблюдении следующих условий:
— обслуживающие производства и хозяйства должны реализовывать товары, работы, услуги по тем же ценам, что и сторонние специализированные организации;
— расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
— оказание услуг, выполнение работ налогоплательщиком существенно не отличаются от оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
При невыполнении хотя бы одного из указанных условий убыток списывается в течение срока, не превышающего 10 лет, за счет прибыли, полученной обслуживающим производством и хозяйством.
Если в налоговом периоде в результате формирования налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ выявляется превышение расходов над доходами (с учетом доходов и расходов, полученных обслуживающими производствами и хозяйствами при выполнении условий предоставления переноса убытка, определенных абз. 6—8 ст. 275.1 НК РФ), такой убыток учитывается в соответствии со ст. 283 НК РФ (в течение 10 лет с учетом 30-процентного ограничения по уменьшению налоговой базы в 2002—2005 годах и 50-процентного ограничения с 01.01.2006).
Аналогичные разъяснения представлены чиновниками в Письме Минфина РФ от 02.02.2006 № 03-03-04/1/67.
Если подразделением получен убыток, а на территории муниципального образования по месту нахождения организации нет специализированных организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов, то для целей налогообложения принимаются фактические расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге нормативы устанавливаются органами исполнительной власти указанных субъектов РФ.
Организуя раздельный учет налоговой базы по подразделению, организация учитывает в совокупности расходы подразделения, которые возникли в связи с оказанием услуг как работникам организации, так и сторонним лицам.
Следовательно, порядок учета убытков, прописанный в ст. 275.1 НК РФ, распространяется и на убытки по услугам, оказываемым как работникам организации, так и сторонним лицам (Письмо Минфина РФ от 04.04.2006 № 03-03-04/1/318).
Учет питания на котлопунктах
По специфике деятельности некоторые организации осуществляют работы в полевых условиях. В этом случае предприятие, как правило, организует питание работников при помощи котлопунктов. Рассмотрим, как учитываются такие затраты в целях налогообложения прибыли и к какому виду расходов можно их отнести.
К примеру, организация оказывает предприятию услуги по обеспечению горячим питанием его работников на пунктах питания в полевых условиях. Согласно заключенному договору исполнитель укомплектовывает пункты питания продуктами, кухонным инвентарем, производит доставку продуктов питания на пункты питания, расположенные в полевых условиях. Стоимость услуг по организации питания указана в приложениях к договору и калькуляциях. Оплата производится исполнителю на основании актов выполненных работ. Оплата непосредственно за питание на котлопунктах удерживается из заработной платы работников согласно ведомостям питания и перечисляется исполнителю. Организация питания работников, труд которых используется в режиме вахтового метода организации работ, предусмотрена коллективным договором.
К тому же согласно п. 6.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82, проживающие граждане в вахтовых поселках обеспечиваются ежедневным трехразовым горячим общественным питанием.
Вот как прокомментировал эту ситуацию Минфин РФ в Письме от 07.04.2006 № 03-03-04/1/328. Согласно подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных)
условиях. Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика.
Если такие нормативы не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.
Пункты питания работников, работающих вахтовым методом, относятся к объектам социально-бытового назначения вахтовых или временных поселков.
Следовательно, расходы на содержание таких пунктов питания необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в порядке, указанном в подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичную позицию занял ФАС Московского округа (см. Постановление от 31.08.2005, от 02.09.2005 № КА-А40/8349-05-П). В данном споре налоговый орган указал, на неправомерное применение подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. Принимая решение, суд пришел к выводу, что организация правомерно в полном объеме отнесла на расходы затраты по содержанию столовых (котлопунк-тов), находящихся на объектах организации. Из материалов дела следует, что на нефтяном, газоконден-сатном промыслах и в вахтовом поселке организация обеспечивала услугами общественного питания через столовые как своих работников, так и работников подрядных организаций. Расходы на обеспечение питания относятся к прочим расходам на основании подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Суду были представлены письма сторонних организаций, ведомости на выдачу зарплаты, счета-фактуры, смета затрат на содержание объектов социально-бытового назначения (котлопунк-тов), на основании которых принято решение, что затраты на содержание столовых (котлопунктов) учитываются для целей налогообложения прибыли независимо от того, кому были оказаны услуги общественного питания — собственным работникам или сторонним лицам.