Поправки в часть вторую НК РФ
Федеральным законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ внесены изменения в некоторые главы Налогового кодекса РФ — 21, 23, 25, 25.3, 26.1 и 26.2.
В частности, установлен размер госпошлины за совершение юридически значимых действий при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов, за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда.
Теперь освобождены от обложения НДФЛ суммы частичной оплаты за счет средств федерального бюджета стоимости новых автотранспортных средств в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию (50 000 руб.).
Кроме того, определен порядок налогообложения выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджета. Так, в целях налогообложения прибыли, ЕСХН и УСН данные выплаты учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. В случае нарушения условий получения выплат полученные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Изменения вступают в силу с 7 мая 2010 г.
Список продукции, помещаемой под таможенный режим
В совершенно новой редакции изложен список продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Изменения затронули как наименование продукции, так и коды ТН ВЭД ТС. При этом уточнено, что, если наименование товара и код ТН ВЭД ТС не совпадают с указанными в настоящем списке, подтверждение соответствия этой продукции требованиям техрегламента не требуется.
Новый список утвержден постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 140, вступившим в силу с 1 апреля 2010 г.
Оценка табачной продукции
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 149 сигареты исключены из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Оценка соответствия табачной продукции требованиям технического регламента, утвержденного Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ, производится в двух формах: декларации о соответствии, получаемой изготовителем или продавцом указанной продукции, либо проведения государственного контроля (надзора) на стадии реализации табачной продукции.
Изменения вступили в силу с 1 апреля 2010 г.
Предоставление сведений о внесенной в государственный кадастр недвижимости
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются за плату по запросам любых лиц в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Минэкономразвития России издало приказ от 27.02.2010 № 75, которым установлены требования к форматам указанных документов, а также к формату запросов, если такие документы и запросы направляются в электронной форме. Утверждены сроки предоставления сведений в зависимости от способов их предоставления, а также порядок направления документов, в виде которых предоставляются сведения государственного кадастра недвижимости, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010 № 16786 и вступает в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
Если ошибка привела к занижению налоговой базы
Пунктом 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), в случаях невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) или когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Если обнаруженная ошибка привела к занижению налоговой базы, то, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.04.2010 № 03-02-07/1-146, положения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ не применяются, а необходимо представить уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.
Подтверждение суточных расходов
Статья 168 ТК РФ предусматривает, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику в том числе дополнительные расходы, которые связаны с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Суточные выплачиваются в фиксированной сумме за каждый день командировки.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Согласно п. 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, работнику на основании решения работодателя оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)).
Поскольку срок пребывания в командировке подтверждается командировочным удостоверением, а суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, то расходы в виде суточных могут быть подтверждены командировочным удостоверением. При этом представления чеков и квитанций, подтверждающих расходование работником суточных, не требуется.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 01.04.2010 № 03-03-06/1/206.
Уплата НДФЛ при временном переходе работника из обособленного подразделения в головную организацию
Финансовое ведомство в письме от 29.03.2010 № 03-04-06/55 разъяснило, что, если работник в течение месяца работает как в обособленном подразделении, так и в головном офисе, НДФЛ за него уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головного офиса с учетом отработанного времени.
Сведения о доходах такого работника представляются в налоговые органы, в которые был перечислен НДФЛ. Налоговая служба также напоминает, что в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре должно быть оговорено место работы сотрудника.
Пересчет НДФЛ
Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
До момента, пока время нахождения работника на территории РФ за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, он не будет являться налоговым резидентом РФ и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ подлежит обложению НДФЛ по ставке 30%.
Если на дату получения дохода работник будет признан налоговым резидентом РФ, то его доходы от источников в РФ подлежат налогообложению по ставке 13%.
По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица и определяется порядок налогообложения его доходов, полученных за данный налоговый период.
При окончательном определении налогового статуса сотрудника перерасчитываются суммы налога в связи с изменением его налогового статуса с начала налогового периода, в котором произошло такое изменение.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога по итогам вышеуказанного перерасчета производится в порядке, установленном ст. 78 и 231 НК РФ.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26.03.2010 № 03-04-06/51.
Представление налоговых деклараций
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.
Отметим, обязанность по представлению декларации (расчета) в электронном виде возложена только на налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, а также на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) как в электронном виде, так и на бумажном носителе ст. 80 НК РФ не предусмотрена.
Об этом говорится в письме Минфина России от 26.03.2010 № 03-02-07/1-130.
Компенсация за использование личного транспорта
Минфин России в письме от 24.03.2010 № 03-04-06/6-47 напомнил, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, освобождению от обложения НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора.
Исчисление земельного налога
Подпунктом «е» п. 9 ст. 4 Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ внесено изменение в п. 15 ст. 396 НК РФ, в соответствии с которым в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Данный закон вступил в силу с 1 января 2010 г.
Соответственно юридические лица производят исчисление сумм земельного налога (сумм авансовых платежей по налогу) с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства в отношении земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, права собственности на которые зарегистрированы начиная с 1 января 2010 г.
Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24.03.2010 № 03-05-05-02/17.
Госрегистрация ООО
Регистрирующие (налоговые) органы не могут отказать в государственной регистрации организации на основании несоответствия форм представленных документов (за исключением заявления о госрегистрации) федеральным законам или иным нормативным правовым актам.
Это следует из п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому налоговые органы не проверяют на предмет соответствия законодательству формы представленных документом и содержащиеся в них сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В то же время допущенные при создании организации грубые нарушения закона или иных правовых актов, которые носят неустранимый характер, являются основанием для обращения налоговых органов в суд с требованием о ликвидации организации (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Об этом говорится в письме ФНС России от 27.02.2010 № МН-21-6/119.