Минфин разрешил компаниям, осуществляющим НИОКР, учитывать соответствующие расходы равномерно с 1-го месяца, следующего за месяцем, в котором работы завершены, независимо от результата. Налоговики не согласны с этим.
Позиция Минфина России: конечный итог значения не имеет
Правила учета расходов на НИОКР установлены в п. 2 ст. 262 НК РФ. Для отражения указанных затрат в налоговом учете организация обязана выполнить два условия. Во-первых, исследования и разработки должны быть завершены. Во-вторых, стороны должны подписать акт сдачи-приемки работ. Дальнейший порядок признания расходов на НИОКР зависит от того, какой результат от их осуществления получен.
Если ноу-хау не дало положительного результата, компания все равно может учесть соответствующие затраты при расчете налога на прибыль. Вся сумма расходов списывается равномерно в течение года начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором работы завершены.
Аналогичный порядок предусмотрен и для НИОКР, которые привели к положительному результату. Только Налоговый кодекс РФ добавляет еще одно условие. В абзаце 2 п. 2 ст. 262 НК РФ сказано, что для отражения таких расходов в налоговом учете организация должна в своей деятельности начать использовать результаты НИОКР.
Тем не менее на практике момент завершения НИОКР и момент начала их использования в производстве редко совпадают. Ведь, чтобы компания могла в полной мере воспользоваться результатами исследований и разработок, зачастую требуется полностью переоснастить производство. А для этого нужно время. Получается, что, пока организация не наладит новое производство, о признании расходов в налоговом учете не может быть и речи.
Специалисты финансового ведомства, проанализировав нормы ст. 262 НК РФ, решили, что в рассматриваемом случае организации, получившие от ноу-хау положительный результат, ставятся в худшие условия по сравнению с теми, чьи разработки не дали положительного эффекта (письма Минфина России от 24.12.2009 № 03-03-05/251 и от 14.01.2010 № 03-02-07/1-13). А это нарушает принцип равенства налогообложения, предусмотренный в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
На этом основании в Минфине России пришли к следующему выводу. Вне зависимости от полученного результата расходы на НИОКР могут быть учтены при расчете налога на прибыль в течение одного года равномерно начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором работы завершены. То есть дожидаться, пока ноу-хау начнет использоваться в деятельности организации, нет необходимости. Таким образом, компании, у которых НИОКР дали положительный результат, смогут быстрее списать в налоговом учете указанные расходы.
ФНС России дословно читает Налоговый кодекс
Интересен тот факт, что приведенная позиция была доведена Минфином России до налоговых органов в письме от 24.12.2009 № 03-03-05/251. Причем специалисты финансового ведомства рекомендовали налоговикам использовать данную точку зрения в своей работе.
Однако налоговые органы не выполнили указание Минфина России, хотя такая обязанность установлена в подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.
В письме ФНС России от 01.02.2010 № 3-2-06/10 налоговики объяснили свой поступок. Дело в том, что налоговые органы категорически не согласны с позицией Минфина России по поводу учета расходов на НИОКР, давшие положительный результат.
По их мнению, выводы финансового ведомства противоречат абз. 2 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ. В этой норме прямо предусмотрено условие, при соблюдении которого организации могут списать на расходы затраты на исследования и разработки, давшие положительные результаты. Для этого компании должны начать использовать ноу-хау в своей деятельности. Если же организация начнет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль сразу после завершения НИОКР (до начала их использования), налог на прибыль будет необоснованно занижен.
Кроме того, может случиться так, что на расходы будут отнесены затраты на получение положительных результатов работ и в том случае, когда ноу-хау вообще не будет задействовано в деятельности, направленной на получение дохода. А такой подход не соответствует требованиям ст. 252 НК РФ. Поэтому налоговые органы предложили Минфину России вернуться к рассмотрению проблемы.
Заметим, что ФНС России и ранее придерживалась аналогичной точки зрения (письмо от 18.08.2009 № 3-2-13/183).
Когда в товарищах согласья нет…
Финансовое ведомство и налоговые органы до сих пор не могут достичь консенсуса. Но как быть организациям?
С одной стороны, позиция Минфина России выгодна с точки зрения налоговой оптимизации. С другой — из дословного прочтения НК РФ можно сделать вывод, что позиция налоговиков полностью соответствует действующему законодательству.
Ситуацию усугубляет и тот факт, что ранее Минфин России придерживался иной позиции. Так, в письме от 25.05.2006 № 03-03-04/1/478 специалисты финансового ведомства не разрешили компании учитывать расходы на НИОКР, давшие положительный результат, если исследования начали использоваться по истечении двух лет после их завершения.
Позднее финансисты заняли более лояльную позицию. В письме от 01.10.2009 № 03-03-06/1/630 Минфин России разрешил равномерно списывать расходы на НИОКР, давшие положительный результат, в течение года начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором исследования и разработки начали использоваться в производстве.
Позиция Минфина России постоянно меняется, и нельзя гарантировать, что в скором времени ведомство не придет к противоположной точке зрения. Поэтому, на наш взгляд, организациям, получившим положительный результат от НИОКР, лучше поступать так. По завершении исследований и разработок надо подписать акт приемки-сдачи работ. Если использование ноу-хау откладывается, не следует относить на расходы затраты при исчислении налога на прибыль. После того как НИОКР начнут использоваться в деятельности компании, с 1-го числа следующего месяца на расходы можно равномерно списывать затраты в течение одного года (об аспектах бухучета ноу-хау читайте в ст. "Тонкости бухгалтерского учета ноу-хау").