В середине апреля Герман Греф объявил Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, что «Сбербанк снижает процентные ставки по всем видам кредитов для физических лиц, и принято также решение об отмене всех комиссий». Тогда банковские аналитики предположили: за Сбербанком вынуждены будут последовать и другие игроки рынка потребительского кредитования.
Так и получилось. О том, что комиссия за рассмотрение заявки на кредит и единовременный платеж за выдачу кредита отменяются, на днях заявил в официальном сообщении Россельхозбанк. Это решение касается всех программ кредитования физлиц, объяснили в банке.
По данным одного из представителей банка, подобное решение позволило признать наличие у банка относительно дешевого фондирования: недавно Россельхозбанк разместил трехлетние облигации на общую сумму 30 млрд руб. всего под 7,5% годовых. Этот показатель, не без гордости отмечает представитель банка, рекордный для посткризисного размещения облигаций.
Тем не менее в банковских кругах говорят, что для Россельхозбанка отказ от комиссий лишь отчасти самостоятельное решение. Банк принадлежит государству и поэтому просто обязан действовать в русле госполитики, а она направлена на увеличение потребительского кредитования. «Это такой административный способ показать рынку, что пора снижать ставку», — говорит высокопоставленная сотрудница частного банка.
Логическая цепочка простая, отмечает эксперт, работающий по заказу Комитета Госдумы по экономической политике. Правительство надеется, что за счет подешевевших денег заставит население более активно потреблять, что улучшит состояние экономики. К этому же эксперт относит весьма настойчивые пожелания руководства страны о снижении ставки по ипотеке.
По мнению представительницы банковского сообщества, отмена комиссии — и неплохая, и психологически важная мера: многие дефолты частных заемщиков состоялись потому, что российские граждане не поняли, какого размера платежи по кредиту им предстоят.
Другой банкир отмечает, что для самих банков отказаться от комиссий и других дополнительных платежей — задача трудная. И дело даже не в заработке, объясняет он: разные дополнительные платежи зачитываются разным банковским подразделениям, например обслуживание кредитных карт — отделу кредиток, поэтому мера может встретить серьезное сопротивление банковского менеджмента. Однако, соглашается банкир, поскольку Сбербанк взялся за снижение стоимости кредитов, другим придется преодолеть себя и придумать, как сохранить конкурентоспособность.
Думский эксперт отмечает, что не рассчитывает на серьезный рост кредитования: макроэкономических условий для этого нет. Но если даже рост и состоится, увеличение числа взятых физическими лицами кредитов будет означать и увеличение просроченной задолженности, особенно если экономическая ситуация снова ухудшится. Банкир соглашается с экспертом и добавляет: чтобы выдерживать конкурентную борьбу за клиента, частным банкам придется, вероятно, снижать требования к заемщикам, что опять-таки может привести к увеличению просроченной задолженности.
Все опрошенные участники рынка выразили уверенность, что, хотя фактически ставка по потребительским кредитам снизится, какую-то компенсацию выпадающим доходам, например в виде увеличения стоимости рассчетно-кассового обслуживания, банки обязательно найдут.