Угон автомобиля с документами

| статьи | печать

Угон автомобиля, в котором водитель забыл регистрационные документы, считается страховым случаем (постановление ФАС Московского округа от 25.01.2010 № КГ-А40/15078-09 по делу № А40-68276/09-8-500).

У гражданина угнали автомобиль (этот случай в полной мере могут примерить на себя и организации, владеющие транспортными средствами). Автомобиль был «кредитным», то есть застрахован в пользу банка.

Банк обратился к страховщику за выплатой, но тот отказал: оказывается, в угнанном автомобиле были и регистрационные документы на него. Дескать, виноват сам водитель, это не страховой случай.

Банк обратился в суд и нашел у арбитров поддержку.

В части 1 ст. 963 ГК РФ содержится перечень оснований, по которым страховщик может быть освобожден от выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Так, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица.

Между тем в данном случае в действиях страхователя и выгодоприобретателя умысла на угон или других действий, свидетельствующих о каких-либо незаконных действиях в отношении спорного автомобиля, нет.

Согласно ч. 1 ст. 963 ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя.

Таким образом, в соответствии с упомянутой нормой случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя могут быть предусмотрены только законом.

Тем не менее такого условия для освобождения от выплаты страхового возмещения в результате угона автомобиля, как оставление в нем регистрационных документов, законом не предусмотрено. Это обстоятельство не находится в причинно-следственной связи с утратой автомобиля, не способствует совершению кражи автомобиля, а зависит только от умысла преступника, который не был известен страхователю. Страховщику пришлось раскошелиться.