Инициативы Главы государства, направленные на преодоление демографического кризиса, вызвали бурную реакцию в обществе, причем накал дискуссий не затихает. На прошедшей неделе эта тема стала предметом парламентских слушаний, проходивших в очень острой форме. Безусловно, предложения Владимира Путина — большой шаг вперед по сравнению с сегодняшними позорными размерами финансирования на поддержку рождаемости. Но невольно возникает вопрос: достаточны ли предлагаемые меры для того, чтобы переломить негативные тенденции в демографии?
Вслед за Посланием Президента Федеральному Собранию руководители экономических ведомств начали конкретизировать пути реализации его предложений. Министр финансов Алексей Кудрин на днях озвучил сумму, которую, по предварительной оценке, необходимо выделить из федерального бюджета на стимулирование рождаемости, — 30 млрд руб. в год.
Уже сама эта цифра вызывает улыбку: для сравнения — расходная часть федерального бюджета составляет в текущем году свыше 5 трлн, а его профицит запланирован в размере 776 млрд (кстати, судя по ходу исполнения финансового плана, профицит будет значительно больше). Прямо скажем, немного решили оторвать чиновники от бюджетного пирога для российских матерей.
По оценке экспертов «Деловой России», для того чтобы хотя бы затормозить негативные демографические тенденции и создать предпосылки для увеличения численности населения после 2030 г., необходимы ежегодные объемы финансирования в размере 570 млрд руб. Сопоставьте эту сумму с объемом бюджетных ассигнований в 30 млрд руб. и, как говорится, почувствуйте разницу… почти в 20 раз!
Кроме того, нужна серьезная административная поддержка мер, проводимых государственным аппаратом: не секрет, что сейчас для получения даже мизерных сумм, которые выделяются бюджетом, матерям зачастую приходится выстаивать в очередях.
Если разделить сумму финансирования, предлагаемую Минфином в течение ближайших 3 лет, на число россиян, ежегодно появляющихся на свет, то получится прибавка около 1,5 тыс. руб. Напомним, стоимость минимального набора продуктов питания составляет сейчас в среднем по России 1501 руб., а ведь ребенку надо покупать высококачественную пищу, одежду, коляску, кроватку и т. д. К тому же стоимость продуктов питания и детских вещей значительно дифференцирована по регионам.
Президентские же меры практически не предполагают различия в финансировании детских программ в зависимости от субъектов Федерации. А ведь положение с рождаемостью сильно отличается по регионам нашей обширной страны.
Самая тяжелая ситуация сегодня — в малозаселенных восточных и северных районах, где наиболее высокая стоимость проживания. Именно туда в первую очередь следует направлять бюджетное финансирование, предназначенное для стимулирования роста численности населения.
В южных же регионах России рождаемость и без того высокая, и государство должно решать там совершенно иные задачи. Здесь нужны инвестиции в развитие таких секторов экономики, которые помогут снять проблему занятости местного населения. Кроме того, необходимо увеличение бюджетных ассигнований на детские учреждения, школы и т. п.
Чтобы не возникала социальная напряженность, можно суммы, равные размерам финансирования рождаемости в северо-восточных регионах, в южных районах направлять на развитие соответствующих отраслей хозяйства и социальной инфраструктуры.
Программу стимулирования рождаемости следует также дифференцировать между сельскими районами и городами. Жители деревень получают гораздо меньше социальных благ, чем граждане, проживающие в мегаполисах. Поэтому вполне логичным было бы сосредоточить в сельских регионах больший объем финансирования рождаемости. Причем отдача от этих средств может быть более быстрой, просто в силу сохранившихся еще культурных и социальных традиций на селе.
Отдельная проблема — возможный всплеск маргинальной рождаемости. Для его предотвращения целесообразно «привязать» целевое использование сертификатов на сумму 250 тыс. руб. к судьбе ребенка. Например, мама может купить на эту сумму жилье, но оно станет собственностью ее сына или дочери.
Оплата образования полностью увязывается с интересами ребенка, а вот пополнение пенсионных накоплений матери лучше делать за счет Пенсионного фонда. Для этих целей можно предусмотреть в качестве одного из критериев увеличения пенсий наличие одного или нескольких детей.
Кстати, совершенно непонятно, почему сертификат на 250 тыс. руб. предусматривается выдавать только матерям, родившим второго ребенка. Начинать нужно именно с первого, ведь на его рождение женщине решиться труднее всего.
Отрадно, что в своем Послании Глава государства четко обозначил приоритет стимулирования рождаемости россиян перед расширением миграции из других стран. Ведь до недавнего времени руководители некоторых государственных ведомств высказывали идею, что только миграция поможет нам преодолеть демографический кризис.
Здесь тоже нужны продуманные меры, которые дадут возможность привлечь граждан других стран для решения хозяйственных задач, актуальных на сегодняшний день. Но оставаться в России на постоянное жительство должны только положительно зарекомендовавшие себя и способные воспринять наши культурные традиции и социальные особенности люди. Раз уж они приехали в наш монастырь, пусть принимают и устав.
Бумеранг демографии, запущенный неумелым проведением реформ 90-х годов, с угрожающим свистом крутится над нашими головами. Доля молодых граждан в возрасте от 15 до 25 лет, которые вступают в трудоспособный возраст, по оценке Андрея Фурсенко, министра образования и науки России, к 2015 г. сократится на треть и составит не более 18 млн человек.
При этом коэффициент демографической нагрузки — количество нетрудоспособных граждан на 1 тыс. человек трудоспособного населения — возрастет по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек. Сможет ли выдержать такой удар наша экономика с устаревшими основными фондами и производительностью труда, в разы отстающей от развитых стран?
Остановить бумеранг (или по крайней мере увернуться от него) еще можно, но только не за счет красивых посулов накануне очередных выборов, а реальных дел и серьезных объемов финансирования, конечно же значительно превышающих размеры, озвученные нашими чиновниками.
Показатели естественного движения населения
I квартал | ||||||
тысяч |
на 1000 чел. населения | |||||
|
2006 г. |
2005 г. |
прирост (+), снижение ( - ) |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. в % к 2005 г. |
Естественная убыль |
-233,1 |
-247,2 |
- 233,1 |
- 6,7 |
- 7,0 |
95,7 |
Браков |
188,8 |
203,0 |
203,0 |
5,4 |
5,7 |
94,7 |
Разводов |
1 |
142,7 |
+3,8 |
4,2 |
4,0 |
105,0 |
Источник: Росстат