Отныне налогоплательщики смогут более активно использовать метод сопоставимости для определения предельной величины процентов по долговым обязательствам, учитываемой в расходах. В письме от 27.04.2010 № 03-03-05/92 Минфин России разрешил сопоставлять долговые обязательства, не только полученные самим налогоплательщиком, но и выданные другим кредиторам.
По общему правилу организации учитывают проценты по долговым обязательствам любого вида во внереализационных расходах с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Статья 269 НК РФ предусматривает два метода определения предельной величины процентов, учитываемых в расходах. Размер процентов исчисляется либо исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях, либо из ставки рефинансирования ЦБ РФ. По смыслу данной статьи основным методом является метод сопоставимости. Однако до сих пор его применение было весьма ограничено Минфином России.
История вопроса
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — при исчислении ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли) на сопоставимых условиях.
Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. Причем анализ процентов по долговым обязательствам на предмет сопоставимости должен осуществляться одновременно по всем четырем перечисленным критериям. На это обстоятельство не раз указывалось в письмах Минфина и ФНС России (письма ФНС России от 19.05.2009 № 3-2-13/74 и Минфина России от 17.08.2007 № 03-03-06/1/574). Для определения среднего уровня процентов по межбанковским кредитам необходимо принимать во внимание информацию только о межбанковских кредитах. Положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.
Данная формулировка не дает четкого понимания, какие именно долговые обязательства может сопоставить налогоплательщик. Должны это быть займы и кредиты, полученные именно этой организацией, или можно использовать информацию о подобных обязательствах, выданных кредитной организацией другим заемщикам.
До недавнего времени Минфин России придерживался четкой позиции, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик принимает в расчет долговые обязательства, полученные им в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях. Таким образом, информация о размере процентных ставок по кредитам, выданным кредитной организацией различным налогоплательщикам, не может использоваться для определения среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам для целей налогообложения прибыли (письма от 25.03.2010 № 03-03-06/2/54, от 30.07.2009 № 03-03-06/1/499, от 10.06.2009 № 03-03-06/1/393).
Такие требования значительно ограничивали возможности компаний при принятии данных расходов. Например, при наличии у компании по итогам квартала только одного долгового обязательства либо нескольких долговых обязательств, заведомо не являющихся выданными на сопоставимых условиях (разные сроки, в разных валютах и т.д.), она лишалась права применять данный метод и вынуждена была определять размер учитываемых расходов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Торжество здравого смысла
Споры вокруг такой трактовки норм Налогового кодекса велись довольно давно. На днях Минфин России обнародовал на сайте ответ на запрос ФНС России (письмо от 27.04.2010 № 03-03-05/92) за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова. В нем налоговым органам рекомендовано при подготовке разъяснений по данному вопросу руководствоваться совершенно иной позицией.
Минфин России указал, что метод определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, указанный в п. 1 ст. 269 НК РФ, является основным для налогоплательщика. В письме сказано, что правила, установленные в данной статье в части определения сопоставимого уровня процентов по долговым обязательствам, учитываемым в расходах, применяются налогоплательщиками-заемщиками. Однако при анализе сопоставимости условий долговых обязательств п. 1 ст. 269 НК РФ предписывает принимать во внимание именно выданные долговые обязательства.
На этом основании финансовое ведомство делает вывод, что при определении среднего уровня процентов налогоплательщик должен провести анализ на предмет сопоставимости долговых обязательств, полученных как данным налогоплательщиком, так и иными налогоплательщиками (при наличии такой информации). Речь может идти, например, о справке кредитной организации о размере процентных ставок по кредитам, выданным различным налогоплательщикам. При этом Минфин России вводит еще один критерий сопоставимости — анализируемые долговые обязательства должны являться долговыми обязательствами перед российскими организациями.
Министерство согласилось с тем, что иная трактовка п. 1 ст. 269 НК РФ (в частности, предъявление требования о проведении анализа на сопоставимость только по долговым обязательствам, выданным данному налогоплательщику-заемщику) может привести к невозможности использования данного метода.
Изменение подходов к трактовке этой нормы Налогового кодекса РФ, по всей видимости, связано с налоговой политикой, проводимой в последнее время Минфином России в отношении учета процентов по долговым обязательствам. В частности, министерство совместно с Центральным банком РФ готовит изменения в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают использование ставки рефинансирования ЦБ РФ для расчета предельного уровня процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте, учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль. Речь идет о применении альтернативного метода.
Согласно действующей редакции ст. 269 НК РФ при определении предельной величины процентов по долговым обязательствам в иностранной валюте принимается величина, равная 15% годовых, а при оформлении долгового обязательства в рублях — ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза. По мнению представителей Минфина России, такие условия делают более выгодными займы в иностранной валюте, а не в рублях.
Введение ставки рефинансирования для расчета предельного уровня процентов по обязательствам в иностранной валюте призвано снизить привлекательность внешних займов и, как следствие, замедлить приток в Россию спекулятивного капитала, считают в Минфине.