Все аналитики и эксперты выступают за усиление экономической интеграции России и Украины. Но все серьезные специалисты настаивают на том, чтобы механизмы реализации сотрудничества были, как они деликатно выражаются, современными. Проще говоря, максимально прозрачными и подотчетными обществу. Пока шагов в этом направлении не видно ни с той, ни с другой государственной стороны.
Новые масштабные планы экономического сотрудничества были озвучены во время визита премьера Владимира Путина в Киев. Украина, по словам главы кабинета министров, получит дополнительный энергетический и инвестиционный ресурс для развития и преодоления последствий глобального кризиса. Благодаря «газовым» скидкам наши соседи смогут вложить в национальную экономику за десять лет более 40 млрд долл.
Стороны намерены запустить крупные совместные проекты в атомной промышленности, энергетике, аэрокосмической отрасли, сельском хозяйстве, телекоммуникациях и на транспорте. То есть в тех отраслях, где у России и Украины существуют реальные конкурентные преимущества, возможности для производственной и научной кооперации.
Особенно многообещающими выглядят перспективы интеграции ядерных комплексов обеих стран. Здесь лидеры государств считают возможным вести речь о создании крупного совместного холдинга, объединяющего отрасли атомного машиностроения, топливного цикла и атомной генерации. Более того, В. Путин даже высказал идею об объединении российского «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» (сразу заметим, пока не поддержанную его украинским коллегой).
Активизация экономического сотрудничества России и Украины, по мнению завотделом Института стран СНГ Кирилла Фролова, вполне соответствует интересам обеих стран. Сложности, которые сейчас возникли в некоторых странах Евросоюза, могут затормозить выход европейской экономики из кризиса, привести к снижению цен на энергоносители. В этих условиях экономическая интеграция с Украиной создаст дополнительные возможности для развития наших экономик.
Снижение цен на газ, по оценке аналитика Альфа-банка Ширвани Абдулаева, целесообразно при законодательном оформлении интеграционных процессов двух стран, в том числе согласии Украины на присоединение к Таможенному союзу и ЕвразЭС. В противном случае целесообразнее вести торговлю на основе мировых цен.
Принято считать, что продление срока пребывания российского флота в Севастополе является большим плюсом с геополитической точки зрения. Однако эксперты недоумевают, почему оплачивать новый виток дружбы между Россией и Украиной должны частные акционеры «Газпрома». Они указывают на ряд положений российского законодательства и говорят о том, что решение о помощи соседней стране должно проходить через федеральный бюджет с четко обозначенными суммами каждый год.
Вот при таком прозрачном подходе к интеграции должны исчезнуть сомнительные совместные предприятия, которые занимаются «распилом» разницы между мировыми ценами и стоимостью поставок российской энергии украинцам на льготных условиях.
Выделение помощи на бюджетной основе даст нам возможность сопровождать ее предоставление дополнительными условиями, причем не только в области обороны, но и в сфере культурного сотрудничества, в том числе стимулировать сохранение русского языка на Украине.
Предпринимателям же прозрачность экономического сотрудничества, основанная на объективных мировых ценах, необходима, чтобы принимать взвешенные решения о развитии бизнеса в обеих странах. Тем более если речь идет о долгосрочных проектах (а ведь именно о них сейчас договариваются правительства обоих государств) с тем, чтобы в случае возвращения к власти на Украине политических сил другой ориентации вновь не ломать запланированные сделки и масштабные проекты.