Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юрлице, но не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством требованиям и содержащиеся в нем сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или ее части.
В соответствии с приведенным пунктом Правительство РФ постановлением от 19.06.2002 № 439 утвердило формы и требования к составлению документов, используемых при регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В частности, утверждена форма № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы». Приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по заполнению форм указанных документов, в том числе формы № Р14001.
Последний абзац п. 2 ст. 17 Закона о регистрации, в котором говорится о необходимости представления документов, подтверждающих переход доли, был введен Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ. При этом названные подзаконные акты, принятые ранее, не учитывают предписания этого абзаца и не разъясняют, какие документы следует представлять в конкретных случаях. ФНС России устранила данный пробел и издала письмо от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ». В нем, в частности, приведен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при переходе доли или ее части в уставном капитале общества к ООО в порядке, предусмотренном ст. 23 Закона об ООО, и подтверждающих такой переход. В этот обширный перечень включено заявление участника о выходе из общества. В то же время в нем не упомянуты какие-либо иные документы, связанные с выходом участника из ООО, в том числе протокол проведенного общего собрания.
Иных документов, подтверждающих переход доли к обществу в связи с выходом участника из ООО, не может быть. Такой вывод следует из анализа положений Закона об ООО и ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 26 Закона об ООО участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или ООО, если это предусмотрено уставом общества.
Следовательно, при выходе участника из ООО в соответствии с приведенным положением доля отчуждается не по договору купли-продажи. В данной ситуации имеет место особый вид отчуждения, обусловленный спецификой правоотношений, сторонами которых являются участник ООО и общество. Из статьи 154 ГК РФ следует, что сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой согласно закону, иным правовым актам или соглашению сторон необходимо и достаточно выражения воли одной из сторон. Для выхода из ООО в порядке ст. 26 Закона об ООО участнику достаточно подать заявление, в котором выражается его воля. Поэтому данное действие, сопряженное с переходом доли к обществу (ее отчуждением), по сути признается односторонней сделкой. При этом заявление участника является документом, подтверждающим такую сделку.
Следовательно, в обсуждаемой ситуации отказ регистрирующего органа в регистрации изменений в связи с непредставлением протокола общего собрания считается необоснованным и может быть оспорен в судебном порядке.
Необходимо также отметить, что в упомянутом письме ФНС России указывает на несоответствие действующему законодательству форм, ранее утвержденных Правительством РФ, в том числе формы № Р14001. Налоговое ведомство рекомендует до утверждения в установленном законодательством порядке новых форм заявлений использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России www.nalog.ru.
Комментируя проявленную ФНС России инициативу, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 30.03.2010 № 135 соглашается с несоответствием старых форм действующему законодательству. При этом отмечается, что до утверждения новых форм в установленном порядке внесение в реестр регистрирующим органом записей на основании форм заявлений, рекомендованных налоговым ведомством, само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.