В рассматриваемой ситуации организация осуществляла затраты на содержание имущества в период, когда имущество было у нее в залоге, и впоследствии, когда оно стало ее собственностью.
Основные положения о залоге определяет Закон РФ от 29.05.92 № 2872-1 «О залоге» (далее — Закон о залоге).
Согласно ст. 50 Закона о залоге, если иное не предусмотрено договором, залогодержатель обязан:
— застраховать предмет заклада на его полную стоимость за счет и в интересах залогодателя;
— принимать меры, необходимые для сохранения предмета заклада;
— немедленно известить залогодателя о возникновении угрозы утраты или повреждения предмета заклада;
— регулярно направлять залогодателю отчет о пользовании предметом заклада, если пользование им допускается в соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о залоге;
— немедленно возвратить предмет заклада после исполнения залогодателем или третьим лицом обеспеченного закладом обязательства.
Если по условиям договора заложенное имущество передается залогодержателю, то у последнего возникают обязанности по содержанию и соблюдению сохранности предмета залога.
Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по содержанию предмета залога в период нахождения такового у залогодержателя, учитываются в составе прочих расходов, уменьшающих прибыль до налогообложения (подп. 31 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ.
Разберемся, как учитывать затраты на содержание имущества, когда оно стало собственностью организации.
Обратимся к ст. 264 НК РФ. Согласно подп. 6 п. 1 указанной статьи к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на содержание службы газоспасателей, на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
К сожалению, НК РФ не конкретизирует, какие именно затраты на охрану имущества могут быть отнесены на расходы в рамках главы 25 НК РФ и в каких объемах.
При заключении договоров с частным охранным предприятием (ЧОП), организация вправе учесть расходы на охрану на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Это подтверждается арбитражной практикой (постановление ФАС Московского округа от 09.07.2008 № КА-А40/5861-08).
Для минимизации налоговых рисков в договоре с ЧОП на оказание охранных услуг помимо основных сведений о сторонах целесообразно указать номер и дату выдачи лицензии, так как зачастую налоговые органы не признают расходы на охрану, если у организации, оказывающей услуги по охране, нет соответствующей лицензии.
Кроме того, в договоре необходимо отразить содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорар за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора, объект охраны, адрес места нахождения имущества.
Также существует возможность учета расходов на вневедомственную охрану. Она предусмотрена подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 05.04.2007 № 03-03-06/1/223).
Таким образом, во время действия кредитного договора расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по содержанию предмета залога в период нахождения такового у залогодержателя, учитываются в составе прочих расходов, уменьшающих прибыль до налогообложения.
Что касается расходов на охрану после завершения действия договора, поскольку подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ не конкретизирует какие именно затраты на охрану имущества могут быть отнесены на расходы в рамках главы 25 НК РФ и в каких объемах, организации следует более детально подойти к обоснованию экономической целесообразности таких расходов, их документальному подтверждению и оформлению во избежание претензий со стороны налоговых органов.