Маленьких субподрядчиков тоже ждет СРО

| консультации | печать
Нужно ли вступать в СРО небольшой строительной компании (45 работников), занимающейся строительством дорог 3-го класса (песчано-щебеночное покрытие), а также подготовкой строительных площадок и земляными работами? Работаем обычно как субподрядчики, поскольку в тендерах сами победить не можем — не хватает ресурсов. Цена вступления велика — 500 000 руб. (300 000 руб. — взнос в компенсационный фонд, 100 000 — вступительный взнос, 7000—8000 руб. в год — страхование ответственности перед третьими лицами по каждому виду деятельности и 4000 руб. в месяц — членские взносы). Что мы приобретем, если вступим в СРО, и что потеряем, если не вступим?

Величина компании и количество работников значения не имеют. Необходимость вступления в СРО обусловлена видом работ, которые компания предлагает на рынке строительных услуг. Если эти работы влияют на безопасность объектов капитального строительства, то без вступления в СРО и получения допуска к работам компания не имеет права
их выполнять.

Получение допуска к работам означает, что организация подтвердила квалификацию своих специалистов и может осуществлять деятельность по соответствующему профилю на должном уровне.

Чтобы понять, являются ли работы опасными, необходимо обратиться к Перечню, утвержденному приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 (далее — прежний Перечень). Обратите внимание: он действует до 30 июня 2010 г. С 1 июля 2010 г. вступает в силу Перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (далее — новый Перечень). Допуски придется получать заново.

Разберемся, надо ли получать допуск к работам, о которых шла речь в вопросе, по новому Перечню и прежнему Перечню.

Ряд работ по строительству автомобильных дорог, перечисленных в п. 31 раздела III прежнего Перечня, причислен к опасным видам работ, оказывающим влияние на безопасность. По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, это такие работы, как:

  • 4510221 «Устройство грунтовых дорог с покрытием из песка, щебня или гравия»;
  • 4540242 «Устройство стяжек»;
  • 4540243 «Устройство грунтовых оснований, земляных и щебеночных покрытий»;
  • 4540244 «Устройство покрытий из булыжного камня и брусчатки»;
  • 4540245 «Устройство покрытий бетонных, мозаичных, цементных, металлоцементных»;
  • 4540246 «Устройство покрытий асфальтобетонных и ксилолитовых»;
  • 4540382 «Установка дорожных рамных металлических и железобетонных конструкций»;
  • 4540383 «Установка дорожных парапетных ограждений на железобетонных столбиках»;
  • 4540384 «Изготовление и установка деревянных перил и ограждений»;
  • 4540385 «Устройство разметки проезжей части дорог».


Как видим, для устройства дорог с песчано-щебеночным покрытием в перечисленных случаях требуется получение допуска. Его получать не нужно, если выполняется устройство временных дорог, тротуаров, подкрановых путей и прочих работ, не упомянутых в прежнем Перечне.

Что касается работ по подготовке строительных площадок, то выполнение некоторых из них, перечисленных в п. 1 раздела III прежнего Перечня, требует получения допуска. Это относится к следующим видам работ (по коду ОКВЭД):

  • 4510214 «Устройство систем электроосвещения временных зданий»;
  • 4510215 «Устройство временных защитных ограждений»;
  • 4510223 «Устройство подкрановых путей»;
  • 4510224 «Устройство одноколейных рельсовых путей».


Все иные подготовительные работы на стройплощадке можно выполнять без допуска.

К сожалению, в вопросе не указаны точные виды земляных работ. Поэтому разбираться с ними организации придется самостоятельно.

В новом Перечне допуски предстоит получать при выполнении следующих видов работ:

  • строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений (необходимо свидетельство о допуске, если работы выполняются на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ);
  • устройство земляного полотна для автомобильных дорог;
  • устройство оснований автомобильных дорог;
  • устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
  • устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств при строительства автодорог;
  • устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
  • устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.


Таким образом, для строительной организации вступление в СРО и получение допуска к работам означает возможность вести деятельность, направленную на получение прибыли. И напротив, за игнорирование установленных требований нарушителя привлекут к ответственности, предусмотренной ст. 9.5.1 КоАП РФ (административный штраф до 50 000 руб.) или ст. 238 УК РФ (наказание вплоть до лишения свободы на срок от двух до десяти лет).