Фирма-рекламодатель выпустила двусторонние листовки, которые распространялись через магазин другой организации — рекламораспространителя. Листовки вкладывали в пакеты с покупками, некоторое количество находилось в свободном доступе. Сотрудники милиции обнаружили одну из них на столбе электроосвещения, сфотографировали и инициировали привлечение ее изготовителя к административной ответственности за размещение наружной информации в неустановленном для этого месте. Фирма отрицала причастность к расклейке. Несмотря на это ее привлекли к ответственности. Насколько это обоснованно?
В вопросе не указано, на основании чего фирму привлекли к ответственности. Разберемся с этим.
Фирму привлекли к ответственности за размещение наружной информации в неустановленном месте. Из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в которой даны определения основным понятиям, используемым в нем, следует, что реклама — особый вид информации.
В пункте 4 ст. 38 этого закона говорится, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях. В пунктах 6, 7 и 8 этой статьи указано, за нарушение каких именно требований закона они несут ответственность. При этом в законе нет требования размещать рекламу в установленном для этого месте.
В статьях 14.3, 14.37, 14.38 и 19.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения в области рекламной деятельности. При этом не закреплена ответственность ни за размещение рекламы, ни за размещение иной информации в не установленном для этого месте.
В то же время правонарушение, за которое привлечена фирма, может быть предусмотрено законодательством субъектов РФ. Например, из ст. 3.5 КоАП Республики Татарстан следует, что размещение вывесок, объявлений, листовок и иной наружной информации в не установленных для этих целях местах влечет наложение административного штрафа.
Исходя из приведенной статьи понятие «информация» включает в себя любую информацию, в том числе рекламного характера.
В случае привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные правовыми актами субъектов РФ, необходимо соблюдать принципы и процедуры, закрепленные федеральным законодательством.
В статье 1.5 КоАП РФ говорится о презумпции невиновности. В частности, лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. По общему правилу это лицо не обязано доказывать свою невиновность. А все неустранимые сомнения толкуются в его пользу.
Значит, в вашей ситуации следовало доказать, что листовка была размещена в неустановленном месте по вине фирмы. Необходимо было учитывать особый характер отношений фирмы с организацией, распространявшей листовки.
Вина фирмы могла быть подтверждена при наличии в договоре условия о распространении листовок не только путем вложения их в пакеты с покупками и предоставления возможности посетителям магазина брать листовки, но и путем их расклеивания в любых местах. Мы считаем, что при отсутствии в договоре условия о третьем из указанных способов распространения фирму нельзя признать виновной.
О намерениях фирмы в отношении распространения листовок свидетельствует и их форма. Листовки двусторонние. Поэтому их расклеивание изначально не планировалось. Фирма, естественно, не могла и не должна была следить, чтобы лица, к которым попали листовки, не расклеивали их.