На наше письмо об исключении из информационного ресурса сведений о счетах в ликвидированных банках налоговый орган ответил отказом. Он мотивирован письмом ФНС России от 20.05.2005 № КБ-6-24/420@. Из арбитражной практики стало известно, что суды поддерживают по данному вопросу позицию налоговых органов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2006 № Ф04-7612/2005 (28587-А45-26)). При этом они признают, что действия должностных лиц налоговых органов не противоречат положениям федерального законодательства и не нарушают законные права и охраняемые законом интересы налогоплательщика.
На наш взгляд, очевидно, что хранение и отражение налоговым органом в документах информации о налогоплательщике как о владельце счета в давно прекратившем существование банке не могут быть постоянными и должны ограничиваться какими-либо временными рамками и обстоятельствами. Хотелось бы получить компетентный ответ на вопрос, знают ли нормотворческие органы о данной проблеме и принимают ли меры по изменению законодательства, чтобы решить ее.
Подобная ситуация возникла из-за неурегулированности данного вопроса в законодательстве: закрытие банковского счета клиента в случае ликвидации банка нормативными правовыми актами прямо не предусмотрено, равно как и исключение сведений о таких счетах из ЕГРЮЛ. Налоговые органы постоянно руководствуются этим. Более того, Минфин России считает, что сохранение записи в ЕГРЮЛ об открытии счетов юридическому лицу в ликвидированном банке не представляет практической значимости для целей регулирования отношений, возникающих в связи с ведением ЕГРЮЛ и налогового контроля (письмо Минфина России от 30.06.2008 № 03-02-07/1-240).
Между тем не учитывается тот факт, что отказ в исключении сведений об открытии банковских счетов в ликвидированных банках действительно затрудняет получение банковского кредита, делает невозможным получение отсрочки по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. Таким образом, рассматриваемая проблема препятствует реализации законных прав и охраняемых законом интересов налогоплательщиков.
К слову, об упомянутом в вопросе постановлении ФАС Западно-Сибирского округа. На наш взгляд, нельзя однозначно утверждать, что данное решение свидетельствует о поддержке позиции налоговых органов и признании того, что упомянутые действия должностных лиц налоговых органов не нарушают законные права и охраняемые законом интересы налогоплательщика.
Рассматривая данное дело, суд согласился с правовой позицией налоговой инспекции. Вместе с тем суд отметил, что общество не представило доказательств, что отказ в исключении сведений об открытии банковских счетов в ликвидированных банках затрудняет получение банковского кредита, делает невозможным получение отсрочки по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. Кроме того, общество не представило выписку из ЕГРЮЛ в качестве доказательства ликвидации банка.
В соответствии с п. 4 ст. 859 ГК РФ основанием для закрытия счета является расторжение договора банковского счета клиента. Согласно ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица. В силу ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах. Исходя из этого обязательства банка прекращаются с момента его ликвидации, а подтверждением прекращения договора с банком служит именно выписка из ЕГРЮЛ. Поэтому резонно предположить, что при наличии таковой в материалах указанного дела решение арбитражного суда могло быть иным.
Минфин и ФНС России в названных письмах однозначно сформулировали на сегодняшний день свои позиции по данному вопросу. Рассматриваемая проблема им хорошо известна. Но меры по изменению законодательства в этой части они не принимают.