Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ тарифная ставка представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В статье 135 ТК РФ предусмотрено, что размеры тарифных ставок устанавливаются отраслевыми соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами. Из этого можно сделать вывод, что фактически установление системы тарифных ставок, в том числе часовых тарифных ставок, трудовое законодательство относит к полномочиям работодателя. Значит, универсальных законодательно установленных тарифных ставок в России не существует. Причем постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений» с 1 декабря 2008 г. этот принцип был распространен и на бюджетные учреждения, в которых тарифные ставки также устанавливает руководитель.
Данным постановлением Правительства РФ предусмотрено установление тарифных ставок на уровне подзаконных нормативных актов лишь для федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Примером подобного установления тарифной сетки может служить приказ ФТС России от 29.08.2008 № 1068 «О размерах тарифных ставок и должностных окладов работников таможенных органов Российской Федерации».
Статья 144 ТК РФ наделяет Правительство РФ правом устанавливать базовые оклады и базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. В случае установления таких ставок заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже утвержденных Правительством РФ базовых окладов и ставок. Однако в настоящее время Правительством РФ данное полномочие не реализовано и базовые ставки не определены. Таким образом, единственное законодательное требование к размеру тарифной ставки для работников государственных и негосударственных организаций — установление ставки (без учета различных надбавок и стимулирующих выплат) на уровне не ниже МРОТ.
В статье 143 ТК РФ закреплен тот же принцип определения тарифной ставки: установление системы тарифных ставок трудовое законодательство относит к полномочиям работодателя. В этой же статье сказано, что с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) проводится лишь тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» предусмотрено, что ЕТКС содержит характеристики основных видов работ по профессиям и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. В данном постановлении аналогичные требования предъявляются и к содержанию ЕКС.
Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 не указано, что в ЕТКС или ЕКС должны содержаться тарифные ставки по той или иной профессии.
Обратите внимание
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2009 г. на всей территории России МРОТ составляет 4330 руб. в месяц.