В подпункте 14 п. 3 ст. 346.12 и подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25%, не могут перейти на УСН и ЕНВД.
Понятие «организация» для целей законодательства о налогах и сборах приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).
В рассматриваемой ситуации единственным учредителем организации является комитет по управлению имуществом муниципального образования. По форме это бюджетное учреждение, которое, разумеется, является юридическим лицом.
Согласно п. 5 ст. 1 и п. 3 ст. 94 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» государственные органы, соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления вправе только представлять интересы акционера по вкладам государства или муниципальных образований.
Признается ли муниципальное образование, чьи интересы представляет комитет, организацией в том смысле, который заложен в подп. 14 п. 3 ст. 346.12 и подп. 2 п. 2 ст. 246.26 НК РФ? Попробуем разобраться.
Согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Иначе говоря, организация — юридическое лицо создается для участия в гражданском обороте и обладает следующими признаками:
- имущественной обособленностью;
- имущественной ответственностью по своим обязательствам;
- организационным единством;
- правом от своего имени выступать в судах.
Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Другими словами, к указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Следовательно, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Исходя из изложенного муниципальное образование не является организацией — юридическим лицом в значении, придаваемом данному понятию законодательством о налогах и сборах.
К такому же выводу приходят и арбитражные суды (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.08.2008 № Ф04-5175/2008 (10397-А03-27), Северо-Западного округа от 04.09.2008 № А66-873/2008, Поволжского округа от 10.07.2008 № А12-2710/08-С51).
Отметим, что данный вывод соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в решениях от 19.11.2003 № 12358/03 и от 24.01.2008 № 16720/07.
Таким образом, наличие у комитета по управлению имуществом муниципального образования 100% акций ОАО не препятствует применению обществом специальных налоговых режимов — УСН и ЕНВД.