ООО «Энергострой», г. Абакан, Республика Хакасия
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям, за исключением указанных в подп. 29 и 30 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 40 ст. 270 НК РФ). Кроме того, одним из условий признания расходов в целях налогообложения прибыли является их экономическая обоснованность (ст. 252 НК РФ). Согласно подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей признается условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Очевидно, если бы строительная организация вступила в саморегулируемую организацию (СРО) в начале 2010 г., ей не пришлось бы уплачивать членские взносы за 2009 г. Таким образом, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо понять, мог ли налогоплательщик бесперебойно вести свою строительную деятельность, не уплатив членские взносы в СРО в 2009 г.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 148-ФЗ) была введена система саморегулирования в строительной отрасли, основанная на положениях Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В силу ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 и ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Закона № 148-ФЗ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лишь при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам. Соответственно все виды работ в области строительства, не включенные в Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться без вступления в СРО. До 1 июля 2010 г. действовал Перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274. С 1 июля действует Перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (в редакции от 23.06.2010).
Для плавного и относительно безболезненного перехода от системы лицензирования к системе саморегулирования были предусмотрены переходные положения. Так, согласно ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (введена Законом № 148-ФЗ) до 1 января 2010 г. предпринимательскую деятельность по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешалось по выбору исполнителя соответствующих видов работ вести на основании либо лицензии, либо выданного СРО свидетельства о допуске.
Статьей 3 Закона № 148-ФЗ с 1 января 2010 г. из перечня лицензируемых видов деятельности, который установлен ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», исключены виды деятельности в области строительства, в том числе выполнение работ по инженерным изысканиям и проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Следовательно, все строительные лицензии независимо от срока их действия утратили силу с 1 января 2010 г. Об этом говорится также в письмах Минэкономразвития России от 02.09.2009 № Д05-4342 и от 30.09.2009 № Д05-4615.
Переходный период длился почти полтора года. С 1 января 2010 г. все организации и предприниматели, которые выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства (согласно Перечню Минрегиона России), должны быть членами СРО и иметь в наличии свидетельство о допуске.
Правила приема в члены СРО регламентированы ст. 55.6 ГрК РФ. В частности, после получения от вступающего лица необходимых документов СРО может их рассматривать в течение 30 дней для принятия решения о приеме. А срок выдачи принятому лицу свидетельства о допуске составляет три рабочих дня после даты принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд СРО. Согласно ст. 55.10 ГрК РФ общее собрание членов СРО устанавливает размеры и порядок уплаты указанных взносов, а также регулярных членских взносов. В случае несвоевременной уплаты в течение одного года членских взносов СРО может принять решение об исключении из членов СРО (п. 3 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ).
Предположим, строительная организация подала заявку на вступление в СРО с приложением соответствующих документов лишь 25 декабря. Тогда СРО в принципе имеет право откладывать принятие решения о приеме вплоть до 23 января. Поскольку 23 января 2010 г. приходилось на субботу, день сдвигается на 25 января. Если после этого организация очень быстро уплатит взносы, выдачу свидетельства о допуске СРО могла вполне выдать только 28 января. В итоге членские взносы за 2009 г. не нужно было бы уплачивать, правда, фактически целый месяц строительная организация не имела бы законного допуска к работе.
С учетом изложенного ваша строительная организация не могла в начале 2010 г. бесперебойно осуществлять свою строительную деятельность, не вступив заблаговременно в СРО в 2009 г. и не уплатив членские взносы за 2009 г. По нашему мнению, данные членские взносы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли за 2009 г. Этот вывод не противоречит официальной позиции (письма Минфина России от 12.07.2010 № 03-03-05/150, от 02.03.2010 № 03-03-06/1/99, УФНС России по г. Москве от 02.04.2010 № 16-15/034572@).