Реклама на транспортных средствах
Ненормируемыми являются следующие рекламные расходы (абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ):
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Как видим, расходов на рекламу, размещенную на транспортных средствах, в этом списке нет. Выясним, относятся ли перечисленные в вопросе рекламные расходы к расходам на наружную рекламу.
Для этого обратимся к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ наружная реклама распространяется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта.
Рекламе на транспортных средствах посвящена ст. 20 Закона N 38-ФЗ. В соответствии с данным Законом рекламу на транспортных средствах нельзя подвести под наружную рекламу, поскольку в случае транспортных средств мы не имеем дело со средствами стабильного территориального размещения.
Закон N 38-ФЗ разделяет наружную рекламу и рекламу на транспорте. Поэтому, по мнению Минфина России, реклама, размещенная на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, не относится к наружной и затраты на нее необходимо относить к нормируемым расходам и учитывать в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Такое мнение финансовое ведомство высказывает в Письме от 02.11.2005 N 03-03-04/1/334.
В арбитражной практике также можно встретить судебные решения, из которых следует, что расходы по размещению рекламы на транспорте являются нормируемыми (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).
Таким образом, по нашему мнению, реклама на транспортных средствах является нормируемой, поскольку не подходит ни под один вид рекламы, указанный в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.
Реклама в метро
Немало вопросов возникает по поводу рекламы, размещенной в метро. Минфин России считает, что расходы на размещение такой рекламы необходимо нормировать. Свою позицию финансисты объясняют тем, что деятельность метрополитена в соответствии с кодом 60.21.23 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенного Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, относится к деятельности сухопутного транспорта (Письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-03-04/1/361).
По нашему мнению, необходимо различать рекламу, установленную на движущихся средствах (например, в вагонах электропоездов) и размещаемую стабильно, например с использованием щитов, стендов, электронных табло в вестибюлях, залах, переходах и т.п.
В первом случае рекламу нельзя считать наружной, так как здесь нет стабильного территориального размещения. Поэтому расходы на такую рекламу являются нормируемыми.
А вот во втором случае, по нашему мнению, реклама может быть отнесена к наружной и, следовательно, к ненормируемой.
Однако Минфин не делает такого различия и считает, что если деятельность метрополитена относится к деятельности транспорта, то любая реклама в метрополитене является нормируемой.
Наружная или внутренняя?
В недавнем Письме от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588 Минфин России также утверждает, что реклама в метро является нормируемой. Специалисты финансового ведомства считают: из ст. 19 Закона N 38-ФЗ следует, что реклама может быть наружной, если она размещается на технических средствах стабильного размещения, располагаемых на внешних стенах зданий, поэтому рекламу, размещаемую в вестибюлях станций метро, а также на эскалаторных наклонах, нельзя считать наружной. Потому что стены эти не внешние, а внутренние.
По мнению автора, Минфин откровенно фискально трактует понятие наружной рекламы, приводимое в п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
Можно согласиться с тем, что наружная реклама в первую очередь располагается на внешних стенах зданий, для того чтобы максимальное количество людей, передвигающихся по городу пешком и на транспорте, могли ее увидеть. Верно и то, что в п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ действительно вначале говорится о "внешних" стенах.
Однако далее в п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ записано: "и иных конструктивных элементах зданий, строений". Поэтому, по нашему мнению, наружная реклама может располагаться, например, на несущих конструкциях зданий, располагаемых внутри зданий. Запрета в Законе N 38-ФЗ на этот счет нет.
Раз Минфин России в Письме от 16.10.2008 N 03-03-06/1/588 разделяет внутренние стены и внешние, значит, он считает, что наружная реклама должна в обязательном порядке располагаться на открытом воздухе, и это следует из Закона N 38-ФЗ.
Если принять такую точку зрения, то получается, что для наземного метро такого запрета нет. По логике финансистов реклама в наземном метро не нормируется. Но Минфин почему-то в указанном Письме об этом ничего не пишет.
На самом деле, в Законе N 38-ФЗ конечно же не говорится, что наружная реклама должна в обязательном порядке располагаться на открытом воздухе. По нашему мнению, если не трактовать рассматриваемое понятие сугубо фискально, а исходить из текста Закона N 38-ФЗ, то можно прийти к выводу, что наружная реклама - это стационарная реклама, установленная для наружного наблюдения. И неважно, на открытом воздухе либо в закрытом помещении. Если здание не предназначено для прохода людей, то конечно же нецелесообразно располагать в нем рекламу на внутренних стенах, а рекламные перетяжки подвешивать в коридорах. Другое дело - метро. Оно является таким средством передвижения, в которое люди заходят внутрь (мы сейчас говорим о подземном метро). Поэтому стены метро - как раз то место, на котором реклама максимально доступна для пассажиров.
Минфин России считает, что стены эскалаторных наклонов - это внутренние стены. А по нашему мнению, эти стены являются внешними, потому что они обращены к пассажирам метро.
В отношении рекламы на метрополитене имеется интересное судебное решение. В Постановлении ФАС Московского округа от 29.05.2007 N КА-А40/4651-07 суд указал, что реклама в метрополитене относится к наружной рекламе, следовательно, данные затраты учитываются в полном объеме. Обращаем внимание, что в рассматриваемый судом спорный период действовал Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", однако вновь принятый Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ, так же как и старый, разделяет наружную рекламу и рекламу на транспорте.
Подведем итог. По нашему мнению, стационарную рекламу в метро можно рассматривать как наружную и, следовательно, как ненормируемую. Вместе с тем не следует забывать, что Минфин России и налоговики (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 20-12/43630) считают, что любая реклама в метро нормируется. Значит, если ваше предприятие учтет в целях налогообложения расходы на стационарную рекламу в метрополитене, превышающие норматив, то скорее всего возникнет конфликтная ситуация с представителями ФНС России. Этот конфликт придется решать в суде. В ходе судебного разбирательства можно воспользоваться аргументами, изложенными выше.