Порядок установления трудовых пенсий определен Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ, с 1 января 2010 г. пенсионеры, получающие пенсию по инвалидности, достигшие общеустановленного пенсионного возраста и имеющие страховой стаж не менее пяти лет, переводятся на трудовую пенсию по старости, которая не должна быть меньше прежней пенсии по инвалидности (п. 4.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).
Трудовая пенсия по старости назначается указанным лицам без истребования от них соответствующего заявления на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Территориальный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение десяти дней с даты вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости обязан известить гражданина о ее назначении (п. 4.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).
Автор вопроса являлась получателем трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на 31 декабря 2009 г., достигла указанного в законе возраста (55 лет) и имеет страховой стаж более пяти лет. Поэтому ее с 1 января 2010 г. перевели на трудовую пенсию по старости на законных основаниях.
Согласно главе IV Закона № 173-ФЗ размер трудовых пенсий зависит от продолжительности общего трудового стажа и величины отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за аналогичный период до 1 января 2002 г., а после этой даты — от суммы страховых взносов, начисленных работодателями и учтенных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ с 1 января 2010 г. увеличен размер трудовых пенсий через повышение (валоризацию) пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г.
Для каждого гражданина пенсионные права повышены индивидуально в зависимости от общего или специального трудового стажа. При этом пенсия рассчитана заново с учетом валоризации пенсионных прав.
Механизм осуществления валоризации заключается в однократном увеличении расчетного пенсионного капитала за периоды общего либо специального трудового стажа до 1 января 2002 г. на 10% и сверх того по 1% за каждый год общего или специального трудового стажа до 1 января 1991 г. (ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ).
Следует иметь в виду, что при определении суммы расчетного пенсионного капитала учитывается как стаж, так и величина отношения заработков. Поэтому при низком отношении заработков расчетный пенсионный капитал будет небольшим, и после применения процента валоризации сумма увеличения страховой части пенсии с 1 января 2010 г. также будет небольшой.
Как отмечалось выше, при определении размера трудовой пенсии во внимание принимаются страховые взносы, начисленные работодателями за периоды работы после 1 января 2002 г. Указанные страховые взносы, включенные в состав страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), валоризации не подлежат.
Не подлежат валоризации также суммы страхового возмещения, предусмотренные Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ, за незастрахованные периоды, к числу которых отнесены периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В данном случае женщина работала после 1 января 2002 г. С учетом данного факта в составе страховой части пенсии присутствуют страховые взносы, основания для валоризации которых с 1 января 2010 г. отсутствуют.
В вопросе сказано, что размер пенсии на 1 декабря 2009 г. составлял 5914,67 руб. Базовая часть трудовой пенсии по инвалидности для инвалидов с ограничением способности к трудовой деятельности 2-й степени в 2009 г. составляла 2562 руб. (подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона № 173-ФЗ в редакции от 30.07.2009). Соответственно страховая часть пенсии должна быть равна 3353,67 руб. (5914,67 руб. – – 2562 руб.).
Такая сумма страховой части пенсии могла быть обусловлена только небольшим отношением двух заработков (среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ).
По общим правилам при определении размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности, имевшей место до 1 января 2002 г., на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ).
В вопросе недостаточно информации для проведения расчета и проверки правильности повышения суммы пенсии. Мы рекомендуем обратиться за более подробной консультацией в территориальный орган ПФР по месту жительства. Для решения вопроса о возможном перерасчете страховой части пенсии целесообразно представить справку о заработке с более выгодным отношением заработков.