Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2010 г. от 24.12.2009 № 48 на территории Московской области с 1 января 2010 г. установлена минимальная заработная плата в размере 6700 руб.
В силу ст. 133. 1 ТК РФ месячная заработная плата работника в случае выполнения им за определенный период нормы труда (трудовых обязанностей), а также при условии, что данный период был полностью отработан, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории конкретного субъекта РФ. Это требование распространяется на все предприятия региона, не отказавшиеся от присоединения к региональному соглашению по процедуре, регламентированной ст. 133.1 ТК РФ.
Все остальные работодатели соответствующего субъекта Федерации должны обеспечивать своим работникам установленный минимум заработной платы. При этом такой минимум обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджета Московской области, — за счет средств бюджета Московской области, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями — за счет собственных средств.
Иначе говоря, выплата минимальной установленной на территории конкретного субъекта РФ заработной платы является обязанностью работодателя.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
То есть заработная плата работника складывается из вознаграждения за труд (тарифная ставка, оклад или базовый оклад) и различных надбавок и доплат компенсационного и стимулирующего характера.
Постановлением правительства Московской области от 06.08.2007 № 578/28 «О размерах надбавок, доплат компенсационного и стимулирующего характера к заработной плате работников государственных учреждений Московской области» установлена доплата 1000 руб. Указанная доплата выплачивается молодым специалистам, окончившим государственные учреждения высшего или среднего профессионального образования и впервые принятым в год окончания ими обучения на работу по полученной специальности в государственные учреждения Московской области. Также установлено, что доплата выплачивается в течение трех лет со дня окончания молодым специалистом государственного учреждения высшего или среднего профессионального образования и при условии занятия им штатной должности (не менее одной ставки, одной должности) в государственном учреждении Московской области в составе заработной платы.
Таким образом, доплата в размере 1000 руб. выплачивается молодым специалистам при соблюдении установленных условий в составе выплаты заработной платы, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Другими словами, она входит в доплату к заработной плате до достижения ею минимально установленного размера 6700 руб.
По нашему мнению, такое положение дел является несправедливым, поскольку нарушает основные принципы оплаты труда. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из таких принципов является право работника на справедливую заработную плату. В статье 21 ТК РФ одним из основных прав работника является право на заработную плату в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать равную заработную плату за труд равной ценности. Схожие нормы присутствуют и в международных правовых актах, регулирующих вопросы трудового права, о чем подробнее написано в статье «Как применять МРОТ» («ЭЖ», 2010, № 32, с. 10).
Однако все эти принципы международного и национального трудового законодательства оказываются нарушенными при включении стимулирующих и компенсирующих выплат в минимальный размер оплаты труда: в этом случае главным становится не принцип оплаты по труду, а уравниловка при выплате всем работникам (как имеющим поощрения в виде стимулирующих выплат, так и не заслужившим такого поощрения) одинаковой заработной платы. На это обстоятельство было справедливо указано в обзоре, утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010. Однако данное разъяснение было отозвано постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010, и в настоящее время судебная практика сложилась не в пользу трудолюбивого работника (см., например, определения ВС РФ от 21.07.2010 № 1-Г10-13 и от 23.07.2010 № 75-В10-2).