Подпункт 1 п. 4 ст. 83 Жилищного кодекса РФ допускает расторжение договора социального найма жилого помещения в судебном порядке по требованию наймодателя в случае невнесения нанимателем платы за жилье и (или) коммунальные услуги более шести месяцев. Данное положение конкретизирует ст. 90 ЖК РФ. В ней сказано, что, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилья по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 02.07.2009 № 14 разъяснил, что предоставляемое согласно ст. 90 ЖК РФ жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, быть по размеру не менее 6 кв. м на одного человека, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования.
Отсюда следует, что жилье, предоставляемое в порядке ст. 90 ЖК РФ, не может находиться за пределами населенного пункта, где расположено жилое помещение, из которого выселяется должник. Уточним, что именно считается населенным пунктом.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подразделяет населенные пункты на сельские и городские. Из статьи 2 названного закона следует, что к сельским населенным пунктам относятся поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты. Однако понятие «городской населенный пункт» указанный правовой акт не раскрывает. Иные федеральные законы также не определяют это понятие. Поэтому обратимся к законодательству субъектов Российской Федерации.
Так, ст. 3.1 Закона Московской области от 17.01.2001 № 12/2001-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве…» устанавливает типы и категории населенных пунктов. Согласно п. 2 данной статьи к городским населенным пунктам относятся города областного и районного подчинения, а также поселки городского типа (рабочие или дачные поселки). Отметим, что п. 3 названного правового акта к сельским населенным пунктам относит села, поселки, деревни, хутора, слободки и местечки. Обратите внимание: обсуждаемая статья введена Законом Московской области от 09.07.2010 № 88/2010-ОЗ и, по нашему мнению, не противоречит федеральному законодательству.
Из статьи 7 Областного закона Свердловской области от 20.05.97 № 30-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве…» следует, что к сельским населенным пунктам относятся села, деревни, поселки, а к городским — города, поселки городского типа, рабочие поселки.
С учетом приведенных положений можно сделать такие выводы. В целях применения ст. 90 ЖК РФ к населенным пунктам надо относить только те образования, которые федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ причислены к сельским и городским населенным пунктам. Жилое помещение, предоставляемое лицу, выселяемому на основании упомянутой статьи, не может располагаться за пределами населенного пункта, где находится жилье, из которого данное лицо выселяется. Так, если допустить, что в деревне имеются жилые помещения, предназначенные для проживания по договору социального найма, то выселение из такого жилья в порядке ст. 90 ЖК РФ допустимо только в случае предоставления жилого помещения в той же деревне. Вместе с тем если населенный пункт разделен на отдельные административно-территориальные единицы, то предоставление жилого помещения в иной административно-территориальной единице в пределах одного населенного пункта допустимо. Например, в городе, территория которого разделена на внутригородские районы, жилье может быть предоставлено в ином районе данного города. О принудительном выселении из населенного пункта конечно же не может быть и речи.
Поскольку выселение из жилого помещения на основании ст. 90 ЖК РФ в определенной степени затрагивает право на жилье, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, считаем необходимым привести разъяснения, содержащиеся в упомянутом постановлении пленума Верховного суда РФ.
Принимая исковое заявление о выселении граждан, судья должен проверить, указано ли в нем конкретное и свободное от прав других лиц жилое помещение, в которое могут быть выселены граждане. При отсутствии такого указания исковое заявление остается без движения с извещением об этом истца и предоставлением ему разумного срока для исправления недостатка. При неисполнении требования судьи заявление считается неподанным и возвращается истцу. При рассмотрении иска суд должен установить, по каким причинам и в течение какого периода не исполнялась обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом надо исходить из того, что обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение соответствующих платежей непрерывно более шести месяцев.
Пленум ВС РФ также отметил, что к уважительным причинам невнесения платы суд может, например, отнести длительные задержки выплаты зарплаты и пенсии, тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой работы и невозможностью трудоустройства и др. Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин неуплаты соответствующих платежей более шести месяцев подряд. В резолютивной части решения суда должно быть указано конкретное другое жилое помещение, предоставляемое выселяемым.