Можно ли сейчас ссылаться на указанное постановление ВАС РФ как на действующий правовой акт в случае возникновения споров о незаконных рубках? Если нельзя, то почему этот документ не отменен или не изменен?
В данном случае речь идет о постановлении Пленума Верховного суда РФ от 05.11.98 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», которое в настоящее время действует в редакции постановления Пленума Верховного суда РФ от 06.02.2007 № 7 (далее — постановление Пленума ВС РФ).
Вопрос касается возможности использования постановления Пленума ВС РФ в качестве правового акта. Поэтому прежде всего разъясним правовую природу аналогичных документов безотносительно к обсуждаемым вопросам.
Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения имеют форму постановлений Пленума вышеназванного судебного органа. К ним относится и постановление Пленума ВС РФ. Формально эти разъяснения не являются обязательными, в том числе для судов, поскольку в ст. 120 Конституции РФ сказано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Следовательно, постановления Пленума Верховного суда РФ, включая постановление Пленума ВС РФ, содержащие разъяснения по вопросам судебной практики, не признаются правовыми актами. Но фактическое значение таких документов позволяет относить их к «руководящим ориентирам» в деятельности не только судов, но и иных государственных органов. Это мнение считается общепринятым, оно нашло отражение в научной доктрине. На разъяснения Пленума Верховного суда РФ часто ссылаются суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Теперь по существу заданного вопроса. В пункте 11 постановления Пленума ВС РФ разъясняется применение ст. 260 УК РФ. Данная статья устанавливает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.
В названном пункте сказано, в частности, следующее.
При рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, равно как и с повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ), суды должны иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
Обратите особое внимание на такие разъяснения п. 11 постановления Пленума ВС РФ.
Под незаконной порубкой следует понимать:
- рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера;
- рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок;
- рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки;
- рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (в редакции постановления Правительства РФ от 24.09 2002 № 700);
- рубку после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
В приведенном фрагменте разъяснений упомянуты лесорубочный билет и ордер. Именно они служили основанием для законной рубки леса до принятия Лесного кодекса РФ, который вступил в силу с 1 января 2007 г. Из пунктов 8 и 8.2 ст. 29 Лесного кодекса РФ следует, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается заготовка древесины для обеспечения государственных и муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Как видим, сейчас упомянутые договоры как основания для законной заготовки древесины заменили лесорубочные билеты и ордера.
Исходя из изложенного в настоящее время п. 11 постановления Пленума ВС РФ можно применять с учетом обозначенных нами изменений законодательства, а также иных изменений, на которые мы также обратим внимание.
Наша позиция подтверждается содержанием авторитетного Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации, изданному в 2008 г. Его ответственный редактор — первый заместитель Председателя Верховного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РСФСР В.И. Радченко. Учитывая должностное положение названного редактора, можно условно считать, что содержащиеся в Комментарии разъяснения даны с учетом позиции Верховного суда РФ.
В комментарии к ст. 260 УК РФ упомянутого издания, в частности, сказано, что порубка незаконна, если она осуществляется:
- без заключения договоров аренды на использование лесов;
- без заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
- с нарушением указанных договоров и т.п.
В Комментарии также содержатся ссылки на постановление Пленума ВС РФ.
Отметим, что ст. 6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81—84 Лесного кодекса РФ, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 г. гражданам и юридических лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не привели в соответствие с Лесным кодексом РФ указанные договоры, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
Можно предположить, что при принятии новой редакции постановления Пленума ВС РФ в 2007 г. изменения в п. 11 данного документа не были внесены в связи с возможностью использования лесорубочных и лесных билетов до 1 января 2009 г. Кроме того, применение обсуждаемых разъяснений не вызывает затруднения и в настоящее время с учетом упомянутых изменений законодательства.
Буква закона
Лесной кодекс РФ
Статья 29. Заготовка древесины
1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
4. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
5. Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.
8. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
8.1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
8.2. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
9. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
К сведению
Уголовная Ответственность
Согласно ч. 1 ст. 260 УК РФ незаконная рубка, а также повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 100 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
В соответствии с ч. 2 ст. 260 УК РФ незаконная рубка, равно как и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В части 3 ст. 260 УК РФ установлено, что деяния, предусмотренные ч. 1 или в данной статье, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В статье 260 УК РФ также содержится примечание, в котором сказано следующее. Значительным размером в данной статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 5000 руб., крупным размером — 50 000 руб., особо крупным размером — 150 000 руб.