Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная в бюджет до перехода на упрощенную систему налогообложения с суммы оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), осуществляемых в период после перехода на данную систему налогообложения, согласно п. 5 ст. 346.25 НК РФ подлежит вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом организации на данную систему налогообложения. Однако следует заметить, что данный пункт вступил в силу с 1 января 2008 г. (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"), а следовательно, на отношения, возникшие до этой даты, не распространяется.
Ранее Минфином России в Письме от 22.06.2004 N 03-02-05/2/41 были даны разъяснения аналогичные вступившему в силу п. 5 ст. 346.25 НК РФ. Согласно данным разъяснениям организация, переходящая на упрощенную систему налогообложения, может осуществить перерасчет с покупателем услуг на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, полученным в счет оплаты услуг, оказание которых будет осуществляться в период применения УСН.
При этом такой перерасчет должен производиться на дату перехода на упрощенную систему налогообложения.
По итогам перерасчетов с покупателем суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты вышеуказанных услуг, подлежат возврату. В случае если перерасчет с покупателями услуг не осуществляется, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по авансам, возврату не подлежат.
В том случае, если организация примет решение уменьшить цену договора на величину НДС (а, следовательно, вернуть заказчику сумму, равную НДС), она должна будет выставить заказчику первичные документы без выделения налога. Соответственно в налоговую базу по УСН будет включаться выручка без НДС.
Также организация должна будет подать уточненную налоговую декларацию по НДС за последний месяц, предшествующий переходу на УСН, предъявив к вычету указанную сумму налога. В данной ситуации возможны претензии налоговых органов в связи с тем, что п. 5 ст. 346.25 НК РФ, регламентирующий данный порядок, на момент принятия НДС к вычету (декабрь 2007 г.) не был введен в действие.
В том случае, если организация примет решение не производить перерасчет с покупателем на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, и выставить счет-фактуру в адрес заказчика на сумму полученного аванса, ее ожидают следующие последствия.
В случае выставления счета-фактуры лицами, не являющимися плательщиками НДС, сумма налога, указанная в данном счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), Кроме того, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ организация обязана подать в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по данному налогу в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (Письмо Минфина России от 23.10.2007 N 03-07-11/512).
Таким образом, в сложившейся ситуации организация уплачивает НДС в бюджет при получении авансового платежа от заказчика (до перехода на УСН) и при выставлении счета-фактуры (после перехода на УСН), при этом права на налоговый вычет она не имеет (по мнению налоговых органов).
В данной ситуации возникают налоговые риски и у заказчика. Согласно ст. ст. 171 и 172 НК РФ организация имеет право на получение налогового вычета по НДС в случае, если выполнены следующие условия:
- имеется счет-фактура с выделенным НДС;
- оприходованный товар (материал, выполненную работу, оказанную услугу) предполагается использовать в налогооблагаемой деятельности.
Требования о том, чтобы поставщик являлся плательщиком НДС, в данном перечне нет. Однако следует иметь в виду, что, по мнению Минфина и налоговых органов, НДС, предъявленный организациями, находящимися на УСН, покупателям к вычету в счете-фактуре у покупателя не принимается (Письма Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885).
Судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Московского округа от 22.03.2007 по делу N КА-А40/905-07 и Северо-Западного округа от 13.07.2007 по делу N А42-7459/2006).
С другой стороны, согласно п. 3 ст. 169 НК РФ составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. В связи с этим организации, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны (Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-11-05/78).