При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары (п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Невыполнение резидентом в установленный срок указанной обязанности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Минфин России в Письме от 16.10.2006 N 07-02-06/27 напомнил, что согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указали финансисты, решение о привлечении организации к административной ответственности выносится уполномоченным органом с учетом всех значимых обстоятельств, в том числе причин и условий совершения административного правонарушения.
В п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 08.08.2007 N Ф03-А04/07-2/2905 пришел к выводу, что правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, считается оконченным (то есть свершившимся) с момента истечения срока, установленного для выполнения обязанности по получению организацией на счет в уполномоченном банке иностранной валюты за переданные нерезидентам товары.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26.08.2008 N А65-10587/2008-СА3-48 разъяснил, что по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на резидента возложена обязанность обеспечить получение валюты именно в сроки, установленные договором (контрактом). Следовательно, при оценке действий резидента на предмет соответствия требованиям Закона необходимо учитывать не те действия по получению денежных средств, которые предприняты резидентом после неисполнения партнером его обязанностей, а те обеспечительные способы, которые предусмотрены с целью получения или возврата денежных средств до истечения срока исполнения договорных обязательств.
Кроме того, суд отметил, что меры, предпринятые резидентом после истечения срока оплаты, не являются доказательством выполнения резидентом установленной валютным законодательством обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные товары.
Таким образом, учитывая единообразную судебную практику, при определении того, выполнил ли резидент обязанность по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты РФ, причитающейся за переданный товар, не могут учитываться действия, предпринятые организацией после истечения срока оплаты.