Организации и индивидуальные предприниматели в отношении предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Такое право с 21 июля 2009 г. предоставлено плательщикам ЕНВД п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ). В той же норме приведены обязательные реквизиты выдаваемого по требованию покупателя (клиента) документа.
Однако в п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ имеется оговорка, что предусмотренный в нем порядок освобождения от применения ККТ не распространяется на тех плательщиков ЕНВД, которые подпадают под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о ККТ.
С п. 3 все понятно. В нем перечислены виды деятельности, при осуществлении которых можно безусловно не применять ККТ (то есть независимо от выдачи покупателям или клиентам каких-либо документов и применяемого режима налогообложения). Если плательщик ЕНВД осуществляет виды деятельности, перечисленные в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ (отметим, что услуг там нет, есть только различные виды торговли), то он, как и прежде, может не применять ККТ без выдачи каких-либо документов.
В п. 2 ст. 2 Закона о ККТ говорится, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут в случае оказания услуг населению не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО). Упомянутый порядок, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения БСО установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (в ред. от 14.02.2009).
Отметим принципиальное отличие БСО от подтверждающих оплату документов, выдаваемых согласно п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ. Первые являются документами, приравненными к кассовым чекам, по ним ведется жесточайший учет и контроль, они имеют серию и номер, хранятся в сейфах, как деньги. Вторые - полная противоположность: можно выдать и забыть про это.
К сожалению, смысл оговорки с отсылом к п. 2 ст. 2 Закона о ККТ не вполне ясен. До принятия Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 нельзя было самостоятельно разрабатывать формы БСО, нужно было использовать формы, разработанные государственными структурами. После принятия - можно.
Следовательно, в настоящее время все организации и ИП, оказывающие услуги населению, имеют право не применять ККТ при условии выдачи БСО в установленном порядке. Означает ли это, что все организации и ИП, оказывающие услуги населению, подпадают под действие п. 2 ст. 2 Закона о ККТ и, соответственно, не подпадают под действие п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ? По нашему мнению, да.
Обратите внимание! Для определения принадлежности какого-либо вида деятельности к услугам населению налоговые органы используют Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (см., например, Письмо Минфина России от 10.07.2009 N 03-01-15/6-319).
Таким образом, плательщик ЕНВД, который оказывает услуги, должен определить (используя в том числе Классификатор), какие из этих услуг относятся к услугам, оказываемым населению, а какие - не относятся.
По услугам населению не применять ККТ можно только при условии выдачи БСО. В частности, такой вывод распространяется на услуги по ремонту обуви, одежды, часов и бытовых приборов, оказываемые непосредственно населению.
Не применять ККТ в порядке, предусмотренном п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ, можно только по услугам, не относящимся к услугам населению.