Отвечая на первый вопрос, отметим, что, несмотря на кажущуюся близость с экономической точки зрения, отношения, возникающие при привлечении управляющей организации в качестве единоличного исполнительного органа, принципиально отличаются от аутсорсинга.
Отграничение управления от аутсорсинга
Во-первых, отличается цель, которую преследует организация, выбирая услуги управляющей компании.
Управляющая компания полностью заменяет единоличный исполнительный орган юридического лица и принимает на себя все его полномочия. С помощью же аутсорсинга одна организация привлекает персонал другой для выполнения конкретной работы или постоянного оказания услуг, не заменяя ни один из своих органов управления. Например, на аутсорсинг можно отдать финансовый контроль, кадровый менеджмент, правовое обеспечение. Управляющая компания в первую очередь выполняет организационно-управленческие полномочия, свойственные только единоличному исполнительному органу.
Во-вторых, заключение договоров по предоставлению работников прямо не предусмотрено ни гражданским, ни трудовым законодательством. На практике аутсорсинг оформляется договором возмездного оказания услуг и реже договором подряда.
Привлечение управляющей компании предусмотрено федеральными законами от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 2.1 ст. 32, подп. 4 п. 2 ст. 33, ст. 42, далее — Закон об ООО) и от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 68, п. 1, 3, 4 ст. 69, далее — Закон об АО). Эти законы содержат указание на возможность делегирования всего комплекса полномочий единоличного исполнительного органа организации управляющей компании, порядок принятия решения о ее привлечении и нормы о ее специальной ответственности.
В-третьих, при передаче управляющей компании функций единоличного исполнительного органа складывается уникальная ситуация, когда единоличный исполнительный орган самой управляющей компании может действовать от имени и в интересах управляемой организации, в том числе заключать сделки без доверенности. Такое невозможно в рамках аутсорсинга, поскольку в этом случае какое-либо действие работника другой компании от имени организации, если он не уполномочен на это специально выданной доверенностью, не будет иметь юридической силы.
В-четвертых, ответственность управляющей компании определяется специальными нормами (ст. 44 Закона об ООО и ст. 71 Закона об АО), которые предусматривают ответственность только при наличии вины. В то же время компания, предоставляющая своих сотрудников по договору аутсорсинга, несет ответственность в соответствии с ГК РФ, то есть и без вины.
Какими нормами руководствоваться
Второй вопрос вызван, по всей видимости, тем, что в законах об ООО и об АО нет положений о содержании (условиях) договора с управляющей компанией. Поэтому надо прежде всего руководствоваться положениями ст. 6 ГК РФ, согласно которым, когда гражданские правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к ним, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требования добросовестности, ра-зумности и справедливости.
Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключать договор как установленный, так и не установленный законом или иными правовыми актами. Договор с управляющей компанией предусмотрен ГК РФ (подп. 2 п. 3 ст. 91, п. 3 ст. 103) и законами об ООО и об АО.
В соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых указаны в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Смешанный договор
Как правило, правоведы относят договор с управляющей компанией именно к смешанному договору, поскольку он имеет очевидное сходство с договором возмездного оказания услуг и агентским договором.
Бытует мнение, что договором того же вида, что и договор с управляющей компанией, является договор доверительного управления имуществом. Но эта точка зрения спорна, поскольку согласно ст. 1013 ГК РФ объектом договора доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
Управляющая компания лишь косвенно управляет самим имуществом, принимая на себя роль одного из органов юридического лица. Замена единоличного исполнительного органа в данных отношениях — основной элемент.
Иными словами, предмет договора с управляющей компанией — передача полномочий, тогда как в договоре доверительного управления — передача имущества.
Элементы договора возмездного оказания услуг и агентского договора действительно могут быть использованы при конструировании договора с управляющей компанией.
Так, согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги. В пункте 2 данной статьи сказано, что правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51 и 53 ГК РФ. За вычетом перечисленных исключений, этот список открыт.
Следовательно, правила главы 39 ГК РФ могут быть использованы при подготовке договора с управляющей компанией в той части, в которой они не противоречат положениям законов об ООО и об АО. В частности, из ст. 779 ГК РФ следует, что услуги, предоставляемые по договору возмездного оказания услуг, носят характер фактических. В то же время услуги, которые оказывает управляющая компания, прежде всего юридические.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Из этого определения также очевидно, что агентский договор по своей природе имеет сходство с договором с управляющей компанией. Отметим, что агент наделен правом совершать от имени и за счет принципала юридические действия.
Однако у агентского договора есть и отличия. Основное — агент вправе совершать сделки лишь с третьими лицами. Управляющая компания, будучи наделенной полномочиями единоличного исполнительного органа управляемой организации, вправе совершать юридически значимые действия и в отношении самой управляемой организации.
Обратите внимание: законами об ООО и об АО установлены правила прекращения договора с управляющей компанией (управляющим). Исходя из п. 4 ст. 69 Закона об АО такой договор может быть в любое время расторгнут по решению общего собрания либо совета директоров управляемого общества. Согласно подп. 2 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО аналогичное полномочие совета директоров (наблюдательного совета) ООО может быть закреплено в уставе. При подготовке договора это тоже нужно учесть.
Можно также посоветовать акционерным обществам применять Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства РФ от 28.11.2001 (протокол № 49) и рекомендованный распоряжением ФКЦБ от 04.04.2002 № 421/р. В частности, в нем прописано, какие условия должны быть предусмотрены договором между обществом и управляющей организацией (управляющим).