Учитывая предоставленную информацию, сделаем следующие оговорки.
В настоящее время законодательство, регулирующее отношения, связанные с проведением технического осмотра транспортных средств, не применяет понятие «инструментальный контроль». Ранее такое понятие использовалось, в частности, в региональных нормативных правовых актах. В качестве примера приведем распоряжение премьера Правительства Москвы от 17.07.97 № 756-РП «О размере платы за проведение инструментального контроля технического состояния автотранспортных средств и прицепов», которое утратило силу. Поэтому будем исходить из того, что речь идет о льготах по оплате техосмотра автомобилей.
Пунктом 8 постановления Правительства РФ от 31.07.98 № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» предписано МВД России совместно с Минфином России и органами исполнительной власти субъектов РФ установить размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования. В пункте 4 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 03.08.2001 МВД России № 708, Минфина России № 61н, Минтранса России № 126, определено, что указанная плата устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в п. 8 данного Порядка предусмотрено, что названные органы могут устанавливать льготные размеры платы за проведение техосмотра для отдельных категорий граждан и юридических лиц.
Поскольку автор вопроса проживает в Москве, проанализируем ныне действующее постановление Правительства Москвы от 02.04.2002 № 244-ПП «О финансовом обеспечении проведения государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования в г. Москве» (далее — постановление). Пункт 6 постановления в первоначальной редакции освобождал от указанной оплаты:
-
лиц старше 60 лет (мужчин) и 55 лет (женщин) — собственников автотранспортных средств и прицепов к ним;
-
Героев Советского Союза и Героев России, кавалеров ордена Славы трех степеней, а также категории граждан и организаций — собственников автотранспортных средств, освобожденных от уплаты специального сбора в соответствии с п. 2 постановления Правительства Москвы от 21.07.92 № 538 «О реализации Госавтоинспекцией вопросов, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в г. Москве».
Постановлением Правительства Москвы от 29.03.2005 № 169-ПП редакция вышеуказанного пункта изменена. Согласно действующей редакции от оплаты стоимости работ по проверке технического состояния автотранспортных средств и прицепов к ним с использованием средств технического диагностирования освобождаются общественные организации инвалидов, использующие имеющийся автотранспорт для выполнения своей уставной деятельности, а также граждане за одно транспортное средство, зарегистрированное:
-
на лиц старше 60 лет (мужчин) и 55 лет (женщин);
-
Героев Советского Союза и Героев России, кавалеров ордена Славы трех степеней;
-
инвалидов всех категорий.
Автор вопроса, говоря о льготах для пенсионеров, видимо, имел в виду льготы для лиц старше названных выше возрастов в зависимости от пола. Из этого и будем исходить. Системный анализ приведенных редакций п. 6 постановления позволяет сделать вывод, что прежняя редакция этого документа позволяла данной категории лиц применять льготы при проведении техосмотра любого количества автотранспортных средств, принадлежащих им на праве собственности. В то же время действующая редакция обсуждаемой нормы освобождает таких лиц от оплаты техосмотра только одного зарегистрированного на них автомобиля. Технический осмотр второго и всех последующих автомобилей, зарегистрированных на льготника, оплачивается им на общих основаниях независимо от совпадения или несовпадения годов прохождения техосмотра его автотранспортных средств. Важен факт одновременного владения лицом автомобилей в количестве, превышающем одну единицу.