Оснований для признания сделки недействительной много. Они прописаны в параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса: несоответствие закону, противоречие основам порядка и нравственности, мнимые и притворные сделки, заключение сделки гражданином, который не имел на это права, и т.д.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ). С этим не поспоришь. Но что делать с точки зрения налогообложения? Ведь, как сказано в п. 3 ст. 2 ГК РФ, положения гражданского законодательства не применяются к налоговым отношениям.
С амортизацией придется проститься
В письме от 27.12.2010 № 03-03-06/2/221 специалисты Минфина России пришли к выводу, что суммы начисленной амортизации по автомобилю, сделка по приобретению которого впоследствии была признана недействительной, компания не вправе учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что в целях налогообложения прибыли амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Сделка признается недействительной с момента ее совершения. Получается, что права собственности на автомобиль у компании-продавца никогда не было. Следовательно, у нее не было амортизируемого имущества в виде автомобиля. Придется восстановить суммы начисленной амортизации и сдать уточненные налоговые декларации. К сожалению, организация в этом случае должна доплатить налог на прибыль и перечислить пени, поскольку из-за исключения сумм амортизационных отчислений из состава расходов у нее образовалась недоимка.
Пример
ООО «Проспект» в январе 2011 г. приобрело автомобиль за 780 000 руб. (для упрощения примера НДС рассматривать не будем). Начисление амортизации начинается с 1 февраля 2011 г. Срок полезного использования автомобиля — 40 месяцев.
В июле 2011 г. суд признал сделку по продаже автомобиля недействительной. К этому моменту по нему была начислена амортизация в размере 97 500 руб. (780 000 руб. : : 40 мес. х 5 мес.).
Общество уплачивает авансовые платежи по итогам отчетных периодов. Налоговая декларация за 1-е полугодие 2011 г. была подана в налоговую инспекцию 11 июля 2011 г. После решения суда 25 июля 2011 г. банк представил в налоговую инспекцию две уточненные налоговые декларации — за I квартал 2011 г. и 1-е полугодие 2011 г.
Из первой отчетности по налогу на прибыль были исключены расходы в виде амортизации в размере 39 000 руб. (780 000 руб. : 40 мес. х х 2 мес.), из второй — 58 500 руб. (780 000 руб. : 40 мес. х 3 мес.).
Кроме того, организация должна уплатить пени по первой налоговой декларации. По второй декларации уплачивать пени не надо, поскольку обе декларации — и первоначальная, и уточненная — были сданы до того, как истек законодательно установленный срок для их подачи.
Многие компании отражают возврат имущества по недействительной сделке как обычную реализацию имущества. В результате у организации не возникает необходимости корректировать налоговую базу прежних периодов и сдавать уточненную декларацию. Но после появления комментируемого письма Минфина России такой вариант отражения операции стал рискованным.
Заметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 № А12-12172/2009 сказано, что при расчете налога на прибыль не учитываются в составе расходов амортизационные отчисления на имущество, не принадлежащее налогоплательщику на праве собственности. А в рассматриваемом судебном разбирательстве сделку купли-продажи спорного имущества ранее суд признавал недействительной.
Оплату стоянки и страховки можно не пересчитывать
В отношении затрат на оплату страховки и стоянки финансисты заняли более лояльную позицию: такие расходы не надо исключать из налоговой базы по налогу на прибыль. Аргументы следующие.
Во-первых, в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Во-вторых, при расчете налога на прибыль в расходы включаются страховые взносы на добровольное страхование средств транспорта, затраты на содержание которого отражаются в налоговом учете организации (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).
В-третьих, после того как организация получила по договору купли-продажи автомобиль, она отвечает за его сохранность. И это правило действовало до тех пор, пока автомобиль не был передан обратно продавцу. Ведь, как сказано в п. 1 ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Значит, затраты на страховку машины и оплату ее стоянки экономически обоснованны и исключать их из налоговых расходов нет оснований.