Как правильно применять новую номенклатуру товаров, работ, услуг для госзаказа

| консультации | печать
Приказом Минэкономразвития России утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд государственных или муниципальных заказчиков, действующая с 1 февраля. Номенклатура содержит 158 групп, каждой из которых соответствует один и более кодов ОКДП. Но можно ли относить включенные в каждую группу товары к одноименным? Например, группа № 157 «Жилищно-коммунальные услуги», код ОКДП 9310000. В нее входят услуги по стирке, чистке и окраске (код 9311000) и услуги по организации похорон (код 9313000). Неужели это одноименные услуги?

Да, с точки зрения размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд эти услуги будут одноименными.

Номенклатура, о которой идет речь, утверждена приказом Минэкономразвития России от 01.12.2010 № 601. Она сформирована на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 и включает все виды товаров, работ и услуг согласно ОКДП. Ее назначение заключается в группировке товаров, работ и услуг, включенных в ОКДП, по признаку одноименности.

Утверждена номенклатура в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Когда нужна одноименность

Существование номенклатуры прямо оговорено в ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Согласно этой норме одноименные товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе, определяются номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Невзирая на то что это правило существует уже не первый год, номенклатуру утвердили совсем недавно. Действует она чуть более месяца — с 1 февраля 2011 г.

Напомним: определять, являются ли товары, работы, услуги одноименными, требуется:

— при размещении заказов на поставки таких товаров, работ, услуг путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);

— для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);

— при размещении заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 000 руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);

— при размещении заказа (путем заключения контрактов либо гражданско-правовых договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без торгов на сумму, не превышающую 100 000 руб. в течение квартала (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Перегруппировка

До утверждения номенклатуры действовали переходные положения, которые давали определение одноименных товаров, работ, услуг. Под ними понимались аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).

В период действия указанного выше определения заказчики имели возможность, определяя самостоятельно одноименность, делить один заказ на несколько, в связи с чем его стоимость не превышала 100 000 руб. Это позволяло на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ заключать государственные контракты (договоры) с единственным контрагентом, без проведения торгов.

В ряде случаев это вызывало недовольство других претендентов на госзаказ либо нарекания органов прокуратуры. Споры доходили до арбитражных судов, которым приходилось разбираться в том, действительно ли товары, работы, услуги одноименные, и давать оценку правомерности заключения контрактов (договоров) напрямую.

Например, ФАС Центрального округа, разбирая дело о заключении государственных контрактов на поставку лекарственных средств без проведения торгов, указал следующее. С учетом критериев, данных в ч. 19 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, само по себе отнесение определенных товаров к одной группе в классификаторе не свидетельствует об однородности товаров для целей применения Закона № 94-ФЗ (постановление от 27.09.2010 по делу № А08-1043/2010-32).

Теперь номенклатура исключает подобные споры и случаи необоснованного дробления заказов —в ней зафиксировали группы товаров (работ, услуг).

После вступления ее в силу возможности заказчиков принимать решения об отнесении тех или иных видов товаров, работ, услуг к одноименной или разноименной продукции в целях ухода от торгов ограничены номенклатурой.

Вывод

Таким образом, товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе по номенклатуре, считаются одноименными. Следовательно, указанные в вопросе услуги являются одноименными, так как входят в одну группу в номенклатуре.