К сожалению, законодатели не утвердили унифицированного документа, который нужно составить при появлении сотрудника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Но есть процедура, которая следует из норм закона и которую надо соблюсти, чтобы потом доказать факт появления работника в нетрезвом виде.
Трудовой кодекс закрепляет такое основание для увольнения по инициативе работодателя, как появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя он должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Причем для увольнения по этому основанию работнику достаточно совершить такое грубое нарушение своих трудовых обязанностей однократно.
Докладная записка
Начать оформление факта появление на работе в состоянии опьянения нужно с составления докладной записки на имя руководителя организации. В данном документе указывается фамилия, имя, отчество работника, в отношении которого есть подозрение, что он находится в состоянии алкогольного опьянения. Также в докладной записке фиксируются дата, время и обстоятельства, при которых обнаружен сотрудник в подобном состоянии.
Обычно автором такой записки является непосредственный руководитель сотрудника. Но не возбраняется ее составление и другими работниками, в том числе не обладающими контрольными функциями. Этот документ необходим как для фиксации даты и времени опьянения, так и для доказательства того, что сотрудник находился в этом состоянии на рабочем месте.
Медицинское освидетельствование
На основании докладной записки руководитель организации инициирует процедуру получения документального подтверждения того факта, что сотрудник действительно нетрезв.
Очевидно, что лучшим подтверждением в данном случае будет медицинское заключение.
Но тут надо помнить, что провести такое освидетельствование можно только с согласия работника (ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.93 № 5487-1). Поэтому, если сотрудник заявляет, что на освидетельствование он не пойдет, про этот вариант можно сразу забыть.
Если работник согласен на медицинское освидетельствование, его нужно доставить в специализированное лечебное учреждение. Согласно п. 2 Временной инструкции Минздрава СССР от 01.09.88 № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения» (далее — Временная инструкция), подобные освидетельствования проводятся в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами. Также допускается проведение освидетельствования и в передвижных пунктах — специально оборудованных автомобилях.
Соответственно в такое лечебное учреждение и нужно доставить «подозреваемого». Очевидно, что с сотрудником необходимо направить сопровождающего. В его обязанности будет входить получение протокола медицинского освидетельствования, в котором указывается состояние обследуемого на момент обследования. Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании освидетельствования, а протокол выдается доставившим его лицам (п. 14 Временной инструкции). При этом сопровождающему лучше выдать письменное направление на сопровождение, заверенное печатью организации и подписью ее руководителя.
Оплачивает освидетельствование, как правило, работодатель. Однако потом эту сумму можно взыскать с работника, поскольку она квалифицируется как прямой ущерб, нанесенный работодателю (ст. 238 ТК РФ). Конечно, только в том случае, если факт опьянения действительно будет подтвержден.
Надо учитывать, что медицинское освидетельствование должно быть проведено полно и со всеми анализами. Иначе в суде его могут не признать в качестве доказательства.
Так, например, произошло в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 09.10.2007 № Ф04-7040/2007(39081-А27-16)).
Работодатель уволил сотрудника за присутствие на рабочем месте в состоянии опьянения, опираясь на медицинское заключение врача-нарколога. Суд установил, что врач при проведении медицинского освидетельствования нарушил Временную инструкцию, а именно: не исследовал биологические жидкости пациента, не взял повторный забор выдыхаемого воздуха.
При этом ссылку работодателя на то, что его администрация не способна оценить качество медицинского заключения, поскольку не обладает специальными знаниями, суд не принял. Он указал, что работодатель знал об отказе работника от сдачи одного из анализов. Это означает, что медицинское освидетельствование проведено не в полном объеме, соответственно акт такого освидетельствования не является надлежащим доказательством.
Итак, полученный в результате медицинского освидетельствования протокол (акт) и будет документом, подтверждающим состояние опьянения сотрудника. Соответственно чем меньше времени пройдет между составлением докладной записки и получением этого документа, тем сильнее будет позиция работодателя в случае спора по поводу законности увольнения.
Кстати, если работник, уже приехав в медицинское учреждение, заявит врачу отказ от прохождения освидетельствования, протокол все равно будет составлен (п. 6 Временной инструкции), но в этой ситуации он будет лишь дополнительным доказательством факта опьянения.
Если согласия нет
Когда медицинское заключение отсутствует (сотрудник отказался от медицинского свидетельствования сразу) либо оно расценивается как дополнительное доказательство (сотрудник отказался от освидетельствования уже в медицинском учреждении), подтвердить факт опьянения можно и другими доказательствами. Такой вариант признал допустимым Пленум ВС РФ (п. 42 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В частности, одним из таких доказательств может послужить акт о появлении сотрудника на работе в нетрезвом виде. Акт лучше составлять комиссией, которую работодатель образовывает приказом или распоряжением. Как правило, для объективности в ее состав включают не менее трех человек.
В приказе указываются основания создания комиссии (докладная записка), фамилии и должности работников, входящих в ее состав, цели и срок ее создания, дата и время образования комиссии, а также когда она должна приступить к работе. С этим приказом нужно ознакомить под подпись всех сотрудников, включенных в комиссию. Самого сотрудника, которого подозревают в том, что он находится в нетрезвом состоянии, с этим приказом знакомить не нужно — подобного требования законодательство не содержит.
Обратите внимание: если факты пьянства носят в организации систематический характер, комиссию можно создать и на постоянной основе.
Далее комиссия должна приступить к работе, результаты которой фиксируются в акте. Унифицированной формы такого акта также нет. Поэтому его форму лучше утвердить в виде приложения к приказу о создании комиссии.
В качестве реквизитов в данную форму включаются следующие: дата, место и точное время его составления, фамилии и должности всех членов комиссии, фамилия и должность сотрудника, который появился на работе в нетрезвом виде, а также признаки, указывающие на данное состояние. Это, например, запах алкоголя изо рта, неустойчивость, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение. Подробнее признаки опьянения указаны в постановлении Правительства РФ от 26.06.2008 № 475, в приказе Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» и в Методических указаниях Минздрава СССР от 02.09.88 № 06-14/33-14 «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».
Наконец, акт в качестве обязательного реквизита должен содержать заключение комиссии о том, находится сотрудник в состоянии опьянения или нет.
Также комиссия может указать срок для отстранения от работы. Тут же заметим, что для увольнения по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ не имеет значения, отстранялся ли сотрудник от работы в связи с состоянием опьянения (п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Хотя согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, который появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
После того как акт составлен, его должны подписать все члены комиссии. Также к подписанию этого акта нужно привлечь сотрудников, которые были свидетелями того, что сотрудник находился на рабочем месте в состоянии, позволяющем предполагать опьянение (если таковые имеются).
Затем акт передается для подписи самому работнику. Сотрудник имеет право внести в него свои пояснения. Соответственно, разрабатывая форму акта, для таких пояснений нужно предусмотреть специальные строки. Если сотрудник находится в таком состоянии, что не в силах ознакомиться с актом, а уж тем более дать пояснения, председательствующий делает в акте отметку об этом с указанием даты и времени.
В дальнейшем после того, как работник придет в себя, его все равно нужно будет ознакомить с актом. Если же сотрудник в принципе отказывается от ознакомления с актом и (или) от дачи объяснений, председательствующий фиксирует это в акте. Такая запись заверяется подписями всех членов комиссии.
Дополнительным к акту документом может быть акт опроса свидетелей, подтверждающих то, что сотрудник находился в нетрезвом состоянии на рабочем месте.