Акционерное общество, преобразованное из госпредприятия, не обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального, годового отчета путем ее опубликования на сайте в Интернете, если план приватизации общества предусматривал возможность отчуждения акций менее чем 500 приобретателям.
Обязательная публикация
Обязанность открытого акционерного общества ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков установлена ст. 97 Гражданского кодекса.
В силу ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, пре-
дусмотренном Федеральным законом № 208-ФЗ, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент раскрывает информацию в форме:
— ежеквартального отчета;
— сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за I квартал.
Порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Такой порядок закреплен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее — Положение).
Для кого установлена обязанность
Согласно п. 1.2 Положения действие этого документа распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, ценные бумаги которых размещаются и/или обращаются в Российской Федерации.
Положение не распространяется на Центральный банк РФ, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг. Однако из этого правила есть исключение.
В пункте 5.1 Положения уточняется, что обязанность раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном Положением, распространяется, в частности, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в Интернете в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала (п. 5.7 Положения).
Приведенная норма п. 5.1 Положения закрепляет два условия, при наличии которых указанные выше АО обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. А именно план приватизации госпредприятия был на дату его утверждения проспектом эмиссии акций и предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Следовательно, для ответа на вопрос необходимо установить, имеют ли место такие условия в рассматриваемом случае.
Раскрытие информации
В силу п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (утверждено Указом Президента РФ от 01.07.92 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», в настоящее время утратил силу) план приватизации госпредприятия являлся проспектом эмиссии его акций.
В пункте 10 Положения о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, утвержденных в процессе приватизации (утверждено постановлением Правительства РФ от 04.08.92 № 547, в настоящее время утратило силу), план приватизации госпредприятия признавался зарегистрированным проспектом эмиссии.
Таким образом, первое условие в данном случае присутствует.
Что касается второго, из вопроса не следует, что план приватизации пре-
дусматривал возможность отчуждения акций эмитента менее чем 500 приобретателям. Однако, учитывая указание на количество акционеров, подразумевается, видимо, именно это.
Если это действительно так, то раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета путем опубликования его в Интернете данное общество не обязано.
В противном случае (если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц) на АО распространяются обязанности, установленные в п. 5.1 Положения.
Этот вывод находит подтверждение в арбитражной практике.
Например, в деле, рассмотренном ФАС Северо-Западного округа, акционерное общество было преобразовано из акционерного общества открытого типа в апреле 1993 г. в порядке приватизации. Согласно плану приватизации 51% акций подлежал передаче иному акционерному обществу, а 49% акций — размещению по закрытой подписке среди членов трудового коллектива. По результатам закрытой подписки акции в количестве 24 026 штук были распределены среди 408 акционеров образованного общества. При таких обстоятельствах суды трех инстанций сделали вывод об отсутствии у общества обязанности представлять ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг (постановление от 08.10.2009 по делу № А56-2953/2009).
Отметим также, что Положение не содержит норм, предусматривающих освобождение от обязанности раскрытия информации акционерным обществом в случае приобретения одним акционером всех акций общества.