Кого и по какой статье штрафуют за нарушение санитарных норм

| консультации | печать
В ходе проверки управление Роспотребнадзора выявило захламление и загрязнение подвалов и наличие насекомых в помещениях жилых зданий, обслуживаемых нашей управляющей организацией. Было вынесено постановление о привлечении организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей» КоАП РФ. Мы считаем, что в наших действиях отсутствует состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. Кто прав?

Привлечение организации к ответственности за выявленные нарушения по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ незаконно, поскольку ее действия были неверно квалифицированы. За указанные правонарушения ответственность установлена в ст. 6.4 КоАП РФ.

Статья 14.4 относится к главе 14 КоАП РФ, в которой предусмотрены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Как разъяснил Верховный суд РФ, данное правонарушение посягает на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности (вопрос 13 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

Часть 2 ст. 14.4 КоАП РФ применяется только к организациям, которые занимаются предпринимательской деятельностью по оказанию населению каких-либо услуг.

Захламление и загрязнение подвала и наличие насекомых в помещении — это нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Такие требования установлены Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 11 Закона № 52-ФЗ).

В силу ст. 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645—10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений. На основании п. 9.2 этого документа при эксплуатации жилых помещений требуется проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, перечислены в главе 6 КоАП РФ.

Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

По смыслу данной нормы субъектами такой ответственности являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений — их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров (эти разъяснения содержатся в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2010 по делу № А10-3747/2009).

Исходя из сказанного нарушение требований Закона № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.2.2645—10 образует состав административного правонарушения по ст. 6.4, а не по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Это подтверждает судебная практика (постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2010 № А12-11160/2009, Волго-Вятского округа от 14.05.2008 № А43-26318/2007-26-522 (Определением ВАС РФ от 03.07.2008 № 8463/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

К сведению

Статья 6.4 КоАП РФ

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;
  • должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридические лица — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Пункт 2 ст. 14.4 КоАП РФ

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 2500 руб. с конфискацией товаров или без таковой;
  • должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой;
  • юридические лица — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.