Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны организовать или выделить рабочие места для их трудоустройства, создать условия труда исходя из индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более 100 человек и должна составлять не менее двух и не более 4% к среднесписочной численности работников организации. На это указано в ст. 3 Закона Омской области от 21.07.2009 № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее — Закон № 1174-ОЗ).
Указанные организации Омской области обязаны обеспечивать соответствие рабочих мест для инвалидов требованиям трудового законодательства, в том числе проводить аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда, создавать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в течение двух месяцев (ст. 6 Закона № 1174-ОЗ).
Пункт 3 ст. 6 Закона № 1174-ОЗ требует от таких организаций ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:
1) необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов, о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности), об условиях и режиме труда;
2) о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, законодательством Омской области закреплены требования о создании (в том числе необходимом оборудовании) специальных рабочих мест для инвалидов в срок не позднее двух месяцев с момента установления квоты рабочих мест для инвалидов и последующем предоставлении информации о вакантных должностях и оборудованных рабочих местах в территориальный центр занятости. Следовательно, создавать специальное рабочее место нужно независимо от того, принят ли на работу инвалид. Оборудовать рабочее место для инвалида нужно непосредственно при наличии конкретного кандидата на должность, поскольку закон предписывает оборудовать рабочее место в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В рассматриваемой ситуации инвалиды были приняты на работу. Получается, что работодатель не в полной мере выполнил требования закона.
Процедура создания специального рабочего места для инвалида и последовательность действий четко не прописаны. Предусмотрена только обязанность и срок ее исполнения с момента установления квоты. Исходя из сказанного весь комплекс обязанностей должен быть выполнен в срок, а последовательность и порядок действий работодатель определяет сам.
Отметим, что специально оборудованное рабочее место (рабочие места) для инвалидов создается (создаются) за счет работодателя. Но работодатель имеет право обратиться за получением субсидий на возмещение расходов.
Порядок предоставления субсидий юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2011 г., утвержден постановлением Правительства Омской области от 02.02.2011 №19-п.
Приказ Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31.01.2011 № 7-п «Об организации содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в 2011 году» также содержит положения о порядке возмещения расходов работодателей, порядок возмещения расходов которых не урегулирован указанным постановлением Правительства Омской области.
Итак, требования прокуратуры обоснованны. При соблюдении всех установленных требований организация может обратиться за возмещением произведенных расходов.